Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Герои СССР » В. Н. МОЧАЛОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Герои СССР В. Н. МОЧАЛОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    Рвался на фронт, а судьба бросала его из одной тыловой части в другую. В запасном полку осваивал полеты на дальних бомбардировщиках, в высшей авиашколе изучал штурманское дело, в учебном центре переучился летать на штурмовиках Ил-2. И только после переучивания он попадает в боевую часть — 243-й штурмовой авиаполк, прибывший туда же на пополнение личным составом и техникой после тяжелых оборонительных боев на Украине, под Ленинградом и в битве под Москвой. Тут было у кого учиться, было кому подражать.
    По тыловым частям вместе с Владимиром Мочаловым судьба бросала и другого горьковчанина, уроженца деревни Яблон-ки Вадского района, воспитанника автозаводского ФЗУ, Горьковского аэроклуба и Таганрогской авиашколы сержанта Василия Волгина. Вместе и в один полк они попали. И всю войну бок о бок прошли и крепко подружились.
    В конце августа 1942 года 243-й штурмовой полк прибыл под Сталинград. В городе — осадное положение, бои идут на его окраинах, город подвергается массированным налетам фашистской авиации. Это уже потом, позже в сталинградском небе был ликвидирован перевес фашистов в авиации. А в ее начале он порой был довольно ощутим.
    5 сентября 1942 года. Первый боевой вылет сержанта Владимира Мочалова. Он памятен каждому летчику. В этот день началось наступление советских войск в среднем течении Дона. На одном из участков в районе населенного пункта Опытное Поле враг начал сосредоточивать танки и мотопехоту для контрудара. В это время на малой высоте появилась восьмерка «илов» и нанесла бомбоштурмовой удар по фашистам. Почти пять тонн бомб упали на их головы, шестнадцать авиационных пушек и двадцать четыре пулемета поливали их огнем. Моча-лов зажег три автомашины. Первую атаку десяти «мессершмит-тов» удачно отбили, встав в спасательный круг. Штурмовики вновь зашли на цель и еще раз обстреляли мотопехоту. Атаки «мессершмиттов» усилились. Самолет Мочалова был сильно поврежден и стал трудноуправляем. И все же, проявив исключительную выдержку и летное мастерство, Владимир привел израненную машину на свой аэродром и посадил ее.
    А через неделю он рассчитался с фашистами, сбив в воздушном бою немецкий истребитель МЕ-109. Это было 18 сентября 1942 года, севернее Сталинграда, где накануне немцы прорвались к Волге.
    Чтобы уничтожить прорвавшуюся группировку, войска правого фланга Сталинградского фронта в этот день начали наступление.
    29 октября в районе Клетской наши штурмовики поддерживали десантников, захвативших плацдарм на правом берегу Дона. На втором заходе самолет Мочалова был атакован четырьмя «мессершмиттами» и получил серьезные повреждения.
    И опять Мочалов, собрав всю свою волю, перетянул через линию фронта и посадил машину на поле.
    23 ноября закончилось окружение немецко-фашистских: войск под Сталинградом. Вся наша страна ликовала. И у летчиков было праздничное настроение: в этой победе была доля и их ратного труда. Владимир Мочалов и Василий Волгин, хоть и крепко дружили, но летали в одном боевом строю крайне редко: они воевали в разных эскадрильях. Позднее, когда они, умудренные опытом, сами стали водить на боевые задания группы, каждый водил группу своей эскадрильи. В этот радостный день они после полетов встретились в летной столовой и, усевшись в уголке, успели накоротке поговорить. Вместе порадовались успехам на фронтах, поделились вестями с родины,, своими первыми успехами. Василий говорил оживленно жестикулируя, Владимир — спокойно.
    — Радость радостью, а до Берлина теперь в три раза даль-ше, чем в начале войны,— сказал Мочалов, пожимая на прощание руку другу.
    — Зато мы теперь в три раза сильнее,— с запальчивостью ответил Волгин. Он вдруг схватил Владимира, приподнял его за талию и, сделав с ним полный оборот, поставил, недоумевающего, на пол.— Еще один такой удар, как под Сталинградотг и Гитлеру капут!— сказал он громко и так ударил кулаком по столу, что подскочила солонка, рассыпалась соль, и все сидящие за столами оглянулись.
    Чуть рассвело — Мочалов в составе одной группы, Волгин с другой ушли в морозное небо.Задание было необычным: сорвать снабжение окруженной вражеской армии. Ежедневно по нескольку раз штурмовали наши «илы» аэродромы врага. И каждый раз на летном поле и на стоянках горели «юнкер-сы», «хейнкели» и «мессершмитты». Дымы виднелись издалека и были прекрасным ориентиром при налетах других групп.
    Особенно Мочалов показал свое мастерство 22 декабря при штурмовке немецкого аэродрома в Большой Россошке. Здесь только что приземлились и разгружались несколько транспортных самолетов Ю-52. На припорошенном снегом летном поле они и стоящие рядом автомашины были хорошо видны. С первой же атаки Мочалов зажег один самолет. Но тут же был атакован двумя «мессершмиттами». Истребители сопровождения были связаны боем, Мочалову пришлось отбиваться одному. Штурмовик против истребителя — сила неравная: и в маневренности и в скорости у того явное преимущество. А тут нет один, а сразу два. Но Мочалов смело вступил в бой и пулемет-но-пушечным огнем сбил истребитель, когда тот выходил из атаки. «Мессершмитт» загорелся и упал... прямо на разгружавшийся «юнкере». Три уничтоженных вражеских самолета в одном бою за какие-то считанные минуты! Такому может позавидовать даже истребитель — ас. Настроение у Владимира Мочалова было приподнятое. Возвращаясь на свой аэродром, он пел. А пел он арию Германна из «Пиковой дамы». Эту оперу он знал почти всю наизусть. Кроме авиации, кроме полетов, он любил музыку. Еще до службы в армии, работая после окончания -ФЗУ токарем на сормовском заводе, он играл в духовом оркестре во Дворце культуры. Увлекался музыкой Бетховена, Чайковского, знал много стихов. Особенно любил читать своим друзьям «Мцыри» Лермонтова.
    ...На Курской дуге Владимир Мочалов воевал уже опытным .летчиком, заместителем командира авиационной эскадрильи, гвардии старший лейтенант. Первичное офицерское звание ему, Волгину, и другим сержантам летчикам-штурмовикам было присвоено как отличившимся в боях во время разгрома гитлеровцев под Сталинградом. Там же многие из них, в том числе Мочалов и Волгин, были приняты в ряды партии. За успех в Сталинградской битве полк стал 78-м Волжским гвардей-дейским штурмовым авиаполком.
    Теперь Мочалов сам стал водить в бой группы самолетов. 12 июля 1943 года началось мощное контрнаступление советских войск под Курском. В этот день шестерка «илов» под командованием гвардии старшего лейтенанта Мочалова, несмотря на ожесточенный зенитный огонь, уничтожила семь танков, в воздушном бою сбила три «фоккера» и без потерь вернулась на свою базу.
    Это мастерство Владимир Мочалов и его подчиненные демонстрировали потом не раз.
    Переправа — одна из самых трудных целей для летчиков. Эффективно только прямое попадание, да и то не всегда. Обычно бомба пробивает перекрытие моста и рвется в воде, а это не всегда дает нужный результат. И прикрыт мост зенитками всегда усиленно. А Мочалов на Днепре лично уничтожил две переправы противника. Вот как это было.
    17 октября 1943 года в районе населенного пункта Переделки немцы навели переправу через Днепр и начали перебрасывать по ней танки и автомашины с пехотой. Придя с группой на цель, Мочалов приказал ведомым уничтожить танки и автомашины, а сам под огнем зениток начал снижаться с высоты восемьсот метров на понтонную переправу. Со ста пятидесяти метров, тщательно прицелившись, сбросил с минимальным интервалом пять фугасных стокилограммовых бомб. Две бомбы попали в секции моста. Переправа надолго была выведена из строя.
    Позднее группа Мочалова уничтожила стационарный мост южнее белорусского города Рогачева, несмотря на плотный заградительный огонь.
    Отличился в ударах по переправам и друг Мочалова Василий Волгин. В паре с лейтенантом Славниковым он разрушил мост через приток Днепра Припять в районе города Чернобыль.
    Для внезапности удар был нанесен в вечерних сумерках, посадку пришлось производить на ближний аэродром в темноте.
    Друзья вместе радовались удачам, сердечно поздравляли друг друга.
    Обо всех 160 боевых вылетах Мочалова не расскажешь, хотя каждый из них достоин описания, ибо один от другого всегда отличался. В каждый из них Владимир Николаевич вкладывал душу, всего себя. Не было ни одного задания, которое он не выполнил бы на отлично. Любовь к авиации, преданность ей, постоянное совершенствование в летной и тактической подготовке — этим и многим другим можно объяснить тот факт, что за всю войну он не только ни разу не был сбит, но и ни разу не был ранен. Пожалуй, ему еще и просто везло: бывало, пули и осколки снаряда пробивали незабронированные части самолета буквально в нескольких сантиметрах от летчика.
    Да, обо всех вылетах не расскажешь, ибо каждый вылет — подвиг. Но нельзя не рассказать о тех, краткая характеристика которых в наградном листе начинается со слов «Особо отличился...». А было это во время операции под кодовым названием «Багратион», целью которой было полное освобождение Белоруссии. Первому Белорусскому фронту в этой операции отводилась главная роль.
    Наступление фронта началось 24 июня 1944 года. Главный удар — на Бобруйск и Барановичи.
    Шестерка «илов» гвардии капитана Мочалова ежедневно по два-три раза вылетала, чтобы поддержать наши наступающие войска. Штурмовали артиллерийские батареи, аэродромы противника, его резервы на подходе к переднему краю.
    27 июня в районе Бобруйска образовалось два котла, в которых оказалось более сорока тысяч гитлеровцев. Сотни наших бомбардировщиков и штурмовиков день и ночь наносили удар за ударом по продолжающим сопротивление войскам врага. Горели танки, цистерны с бензином, автомашины. Все поле боя было озарено пожарами. В эти дни моча ловцы летали от зари и до зари. А иногда сажали свои «летающие танки» и в сумерках.
    Через пару дней с котлами было покончено.
    Отличился Мочалов со своими ведомыми и при освобождении Барановичей. Один вылет следовал за другим. В течение трех дней летчики сыпали бомбы на опорные пункты врага на подступах к этому крупному железнодорожному узлу. И каждый раз при сильном зенитном огне. Казалось, не хватит сил вынести такое напряжение. Вдохновляла мысль, что близок час полного освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков, вызывала гордость возросшая мощь Красной Армии. Прибавляли сил и награды. За образцовое выполнение заданий командования и за отличное руководство бомбоштурмовыми ударами "групп самолетов Ил-2 по немецко-фашистским войскам во время Бобруйской и Барановичской операций Владимир Мочалов был награжден орденом Александра Невского.
    С 31 августа 1944 года по 17 января 1945 года полк участвовал в боях за освобождение Варшавы. Столица Польши нред-стала штурмовикам, пролетавшим над ней или ее окраинами на небольших высотах, истерзанной, в дымных пожарищах, в грудах развалин. Но непокоренная. На картах летчиков были четко отмечены кварталы, где оборонялись восставшие варшавяне. С ряда аэродромов экипажи наших легких ночных бомбардировщиков По-2 каждую ночь сбрасывали повстанцам с бреющего полета оружие, боеприпасы, медикаменты, продовольствие.
    Сентябрь 1944 года выдался здесь пасмурным, дождливым. Низкая облачность заставляла Мочалова и его группу штурмовать цели с малых высот. А это повышало опасность поражения «илов» зенитными пулеметами, пушками и пехотным оружием. И потери были. Вот почему группа летчиков и техников полка во главе с его командиром вылетела в тыл за новыми самолетами. До Нового года оставалось всего несколько дней. Тут и встретили 45-й, победный. Пожалуй, это был самый радостный новогодний праздник за всю войну. И ничего, что столы были накрыты небогато. Ждали, когда по радио раздастся бой кремлевских курантов, ждали выступления Левитана.
    Все обратили внимание на вошедшую стройную молодую женщину в форме капитана медицинской службы.
    — Что опаздываете, капитан?— спросил командир полка полковник Варило и, не дожидаясь ответа, добавил: —Садитесь с нами, Анна Федоровна.
    Села, осмотрела всех добрым взглядом.
    — А почему все офицеры веселые, а вот тот гвардии капитан грустит, голову опустил?— тихо спросила она, нагнувшись к командиру полка.
    — Это Владимир Мочалов, он в компании всегда такой. А стоит заговорить о полетах, о поэзии или о музыке, он мигом преображается. А в бою он молодец. На Героя послали недавно...
    Хотела Анна Федоровна расшевелить капитана, да в тот новогодний вечер как-то все подходящего момента не было.
    А вечером следующего дня он сам вдруг явился в санчасть, остановился в дверях.
    — Что случилось?— спросила Анна Федоровна нерешительного пациента.
    — Заболел...
    — Проходите, садитесь, что болит?
    — А ничего...
    И она впервые увидела его улыбку.
    — Ну вот и хорошо,— ответила она. А про себя подумала: «Лед тронулся». И стала собираться домой.
    Тут Владимир совсем осмелел и пошел ее провожать* Снег похрустывал под унтами Владимира и под хромовыми сапожками Анны. Долго стояли у крыльца. И все говорили, говорили. И даже Лермонтова вспомнили и его «Мцыри». Владимир узнал, что Анна здесь недавно, а до этого с одним из авиационных полков дошла до Крыма, там заболела, после госпиталя ее отправили долечиться в тыл. Не сказала она одно: ей очень хочется на фронт и особенно с полком, в котором воюет он — Мочалов.
    Вскоре Мочалов с группой однополчан на новеньком штурмовике улетал на фронт. Над санчастью покачал крыльями.
    Летели строем. На душе было и радостно и горестно одновременно. Радостно потому, что было 23 января — день рождения Владимира, круглая дата — 25 лет. С утра его поздравили друзья, а повар в столовой преподнес небольшой торт. Радостно было и потому, что Варшава уже шесть дней, как свободна, что впереди теперь Берлин. Горестно потому, что внизу была истерзанная войной земля, разрушенные города и села. «Злее буду бить фашистов»,— думал Владимир.
    И было еще более трех месяцев войны. И немалые жертвы приносились ради победы. Отличные самолеты, богатейший опыт у летчиков, меткие стрелки в задних кабинах, сопровождение штурмовиков истребителями ЯК-3 — все это сводило до минимума потери полка. И тем горестнее они воспринимались личным составом: ведь вот-вот наступит долгожданная Победа.
    Были у Владимира Мочалова еще награды: орден Богдана Хмельницкого III степени и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года штурману авиаполка гвардии капитану Мочалову Владимиру Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Его другу и земляку Василию Леонтьевичу Волгину это звание было присвоено десятью месяцами раньше. А вот медаль «За взятие Берлина» друзья получили в один день и даже в один час.
    И были письма. И ответы на них. Ничего не обещающие, но теплые, согревающие душу.
    В декабре 1945 года Анна уволилась в запас и поселилась в городе своей студенческой юности — Воронеже. Туда приехал в отпуск Владимир. Там и поженились. И уехали в Гер-манию, где он после войны продолжал службу, а она работала в санчасти.
    После Победы пути друзей-земляков разошлись: служили хоть и недалеко друг от друга, но в разных полках. Теперь только письма и редкие поездки друг к другу связывали их.
    В 1949 году супруги переехали под Москву: Владимир Николаевич стал слушателем Краснознаменной Военно-Воздушной академии. В 1951 году окончил ее с отличием. Продолжал службу в должности начальника штаба авиационного соединения. Затем напряженная учеба в Академии Генерального штаба. Но выкраивали время, чтобы послушать оперу в Большом театре, побывать на концертах. После окончания академии — снова работа на руководящих должностях, теперь уже в авиации дальнего действия. Когда в 1951 году после окон-чания первой академии Владимира Николаевича по состоя* нию здоровья назначили на нелетную работу, он переживал новое назначение болезненно, долго не мог смириться, что летать он больше не будет. Был он эрудированным, интеллигентным человеком, дисциплинированным, всегда подтянутым офицером. Он никогда не кичился своим положением и званием.
    С 1967 года Владимир Николаевич Мочалов стал полковником запаса, пенсионером Министерства обороны. Несмотря на ухудшение здоровья, он вел большую общественную работу.
    В июне 1971 года он трагически погиб по пути в подмосковный санаторий Марфино.
    В Московском районе города Горького его именем названа одна из улиц. Его имя — на стеле, установленной на площади Победы.
    Автор статьи: Л. ТЮЛЬНИКОВ

        
     
    | Просмотров: 1814 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+