Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли. » Лодки VII серии
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли. Лодки VII серии
    Даже несмотря на прекращение строительства VII серии в конце 1943г.*, именно эти лодки до конца войны составляли костяк подводных сил Германии. Они действовали на всех морях и океанах, за исключением Черного моря и Индийского океана (хотя туда совершила один транспортный поход U-1062 серии VIIF). Они совершили более 2600 боевых походов, затопив 1365 кораблей противника, в т.ч. 190 военных.

    В 1939 — 1945 гг. немецкий флот по разным причинам потерял 718 субмарин, из них серии VII — 546 единиц, или 76% от числа всех потерь германского подводного флота. Поскольку в большинстве случаев лодки шли на дно вместе с экипажем, около 22000 погибших из 32000 человек (или 69% от всех погибших на подводном флоте Кригсмарине) относятся именно на VII серию. Еще 65 были уничтожены личным составом в последние дни капитуляции Германии.

    30 сентября 1943 г. распоряжением командующего подводными силами закладка новых "семерок" была прекращена. Несмотря на приказ, верфь "Фленсбургер шифбау" продолжала закладку этих кораблей до января 1944 г., поэтому последней "семеркой" стала U-1308, заложенная 28.1.1944, спущенная на воду 22.11.1944 и вступившая в строй 17.1.1945.

    Устройство

    Конструкция VII серии происходила от разработанной в Германии в 1931 г. финской лодки "Ветехинен". В свою очередь, прототипом этого проекта послужила субмарина типа UB-III водоизмещением 516 т, одна из самых успешных лодок периода первой мировой войны. При проектировании VII серии использовался чертеж малой субмарины II серии, размеры которой были изменены линейным преобразованием. "Семерка" стала полуторакорпусной лодкой, первоначально с внутренним расположением топливных цистерн. Благодаря их размещению внутри прочного корпуса планировали избежать предательских нефтяных дорожек на водной поверхности. Однако уже начиная с серии VIIB, топливо стало храниться и во внешних цистернах, так как при высоких глубинах погружения масляное пятно на поверхности едва ли точно указывало на местоположение субмарины.

    К прочному корпусу были пристроены носовая, кормовая оконечности и палубная надстройка с относительно небольшим ограждением рубки. В боковых булях (полусферических наклепках) помещались уравнительная и балластные цистерны. Внутри прочного корпуса под центральным постом находилась главная балластная цистерна, а за центральным постом — емкости для топлива. Запас плавучести — 17,4%.

    Прочный корпус

    Слева - секции прочного корпуса лодок VII серии.
    В центре - носовая секция прочного корпуса (хорошо видно 4 отверстия для размещения торпедных аппаратов).
    Справа - идет монтаж в дизельном отсеке. Система внешних трубопроводов будет закрыта палубной надстройкой.

    Прочный корпус имел диаметр 4,7 м в районе центрального поста. Его толщина составляла 16 мм в оконечностях и 18,5 мм в центральной части (в месте соединения с рубкой — 22 мм), но на модификации С/41 была увеличена до 18,5 мм и 21,5 мм соответственно. Это позволяло выдерживать не только давление забортной воды, но и попадания 23-мм снарядов любых типов и 37-мм осколочно-зажигательно-трассирующих снарядов. Прочный корпус сваривался из 8 секций, шесть из которых представляли собой стальные листы, согнутые и сваренные цилиндрами. Носовая и кормовая секции сваривались из трех листов каждая. Благодаря использованию сварки (вместо заклепок, как делали союзники) удалось значительно снизить массу прочного корпуса и, соответственно, увеличить запас топлива. Отсутствие съемных листов корпуса говорило о том, что на длительную эксплуатацию лодка не рассчитывалась: ее гибель ожидалась раньше постановки на средний ремонт.

    Субмарина была разделена на шесть отсеков. Центральный пост отделялся от других сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 атм со стороны вогнутости, и служил также отсеком-убежищем. Остальные переборки — легкие и плоские.

    1-й отсек (носовой торпедный)

    В нем размещались четыре торпедных аппарата (по два один над другим с каждого борта). Для погрузки торпед и заряжания торпедных аппаратов имелись специальные погрузочное и внутритранспортное устройства. Вдоль каждого борта имелось три пары двухярусных откидных коек. Шесть запасных торпед, пока небыли использованы, не позволяли эти койки использовать какое-то время. Под запасными торпедами у днища отсека находились носовая дифферентная и две торпедозаместительные цистерны (чтобы после использования первых двух торпед нос лодки не "задирался"). Там же находился привод ручного управления носовыми горизонтальными рулями.

    2-й отсек (носовой жилой)

    Разделялся надвое тонкой переборкой. Меньшее (носовое) помещение, в котором находились крохотный гальюн и электрическая подстанция, являлось жилым для четырех обер-фельдфебелей. Пользоваться гальюном, кстати, при погруженном положении лодки можно было только с личного разрешения командира корабля. Дальше шло офицерское помещение: по две койки в два яруса с каждой стороны, затем - уже непосредственно у переборки центрального поста - расположенная по левому борту "каюта" командира, отделявшаяся от прохода толстой шторой. Из мебели в ней едва помещались койка, откидной столик и встроенный в обшивку стены шкафчик. Напротив командирской каюты находились боевые посты акустика и радиста — настолько крохотные, что едва вмещали необходимую аппаратуру, откидной столик и сиденье для одного человека. Под палубным настилом размещались носовая группа аккумуляторной батареи (62 элемента), баллоны системы воздуха высокого давления (ВВД) и артиллерийский погреб.

    3-й отсек (центральный пост)

    Здесь находились все нити управления кораблем: зенитный и командирский перископы (пользовались последним в боевой рубке), посты управления клапанами вентиляции и кингстонами, вертикальными и горизонтальными рулями. Здесь же находился боевой пост штурмана со всем соответствующим оборудованием. Вдоль бортов находились цистерны питьевой воды и гидравлического масла. Под центральным постом размещалась равнопрочная балластная цистерна большого объема (47,7 м3), игравшая роль средней группы, а по обе стороны от нее — топливные цистерны.

    Над центральным постом установлена боевая рубка. Она являлась боевым местом командира во время торпедной атаки. Здесь главный перископ имел откидное кресло, вращавшееся прямо вместе с ним. В рубке находились репитер гирокомпаса и счетно-решающее устройство, вычислявшее угол торпедной атаки.

    4-й отсек (кормовой жилой)

    Включал четыре пары коек для унтер-офицеров, камбуз, второй гальюн и вторую электрическую подстанцию. Под палубным настилом размещалась вторая группа аккумуляторов (62 элемента), несколько баллонов ВВД и еще одна топливная цистерна. 4-й отсек на жаргоне подводников называли "Потсдамская площадь" — из-за постоянно царившего здесь шума, гама и беготни.

    Лодки VII серии


    5-й отсек (дизельный)

    Установка одного из дизелей в прочный корпус.

    Практически весь объем отсека занимали два дизеля, установленные на мощных опорах. В годы войны опоры снабжали резиновыми амортизационными подушками, чтобы уменьшить шумы лодки и снизить ударную нагрузку на опоры в моменты взрывов глубинных бомб. Здесь же размещались баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей и баллон с углекислотой для тушения пожаров, что при эксплуатации дизелей не было великой редкостью. Весь остававшийся свободным от фундаментов дизелей в нижней части отсека объем занимали масляные цистерны.

    6-й отсек (электромоторный и кормовой торпедный)

    Кроме двух электромоторов и торпедного аппарата в отсеке размещались два компрессора для пополнения запасов ВВД. Здесь же находились посты энергетики, ручного управления вертикальным и кормовыми горизонтальными рулями. Под палубным настилом между электромоторами размещалась запасная торпеда, ближе к корме — кормовая дифферентная и торпедозаместительная цистерны. В крыше отсека имелся торпедозагрузочный люк. В конце войны в отсеке появилась еще одна труба - метательимитационных патронов Больда, создающих при выстреле ложную мишень (скопление пузырей, которое радары союзников путали с подводной лодкой).

    Надстройка и легкий корпус

    Внутри надстройки и оконечностей легкого корпуса размещался целый ряд систем и механизмов, наиболее важными из которых являлись гидрофоны гидроакустической станции, якорное устройство, четыре водонепроницаемых пенала для надувных спасательных плотов, комплект маскировочных сетей, два пенала для хранения запасных торпед (по одному впереди и позади рубки), кранцы первых выстрелов к 88-мм и зенитным орудиям, шахта подачи воздуха к дизелям, выхлопные клапаны и глушители дизелей, а также большинство баллонов системы ВВД. Палуба надстройки обшивалась деревянными досками во избежание быстрого обмерзания в арктических широтах. На палубе перед рубкой размещалось 88-мм орудие, позади рубки в начале войны — 20-мм автомат.

    Ограждение рубки использовалось для размещения личного состава верхней вахты, зенитных орудий, многочисленных неподвижных и выдвижных устройств обнаружения, навигации и связи. Внутри ограждения позади боевой рубки находился воздухозаборник шахты подачи воздуха к дизелям, а также кранцы первых выстрелов зенитных орудий.

    Система погружения и всплытия

    Главный балласт принимался в пять цистерн: №1 в легком корпусе в кормовой оконечности, №5 в легком корпусе в носовой оконечности (там же находилась и цистерна быстрого погружения), №2 и 4 в бортовых булях, №3 внутри прочного корпуса в 3-м отсеке. Цистерны №2,4,5 могли оборудоваться для хранения топлива.

    Между балластными цистернами №2 и 4 находились две небольшие топливо-балластные цистерны, уравнительная цистерна и бортовая цистерна плавучести.

    Арматура системы воздуха высокого давления (ВВД) собиралась из стальных труб, то есть не предусматривала длительной эксплуатации. Общая емкость баллонов ВВД — 3,46 м3 (с 1944 г. 5,2 м3); воздух сжимался под давлением 205 кг/см2.

    Процессы погружения и всплытия на «семерке» не отличались оригинальностью по сравнению с подводными лодками других стран того времени: при всплытии воздухом высокого давления продувалась средняя группа, после перехода в позиционное положение воздухом низкого давления (отработанными газами дизелей) — главный балласт. Погружение выглядело так: по сигналу сирены личный состав верхней вахты стремительно прыгал в рубку и задраивал за собой люк, а вахтенные центрального поста перекладывали рули на погружение и последовательно (от носа к корме) открывали клапаны вентиляции цистерн главного балласта. Открытие каждого следующего клапана осуществлялось лишь по достижению определенного значения дифферента на нос. Хорошо продуманная конструкция горизонтальных рулей позволяла погружаться с большим дифферентом без риска совершить "кувырок", чего постоянно опасались советские подводники. Для ускорения процесса погружения зачастую использовалось перемещение "живого" балласта — весь свободный от несения вахты личный состав должен был бежать в носовой отсек. Если лодка в надводном положении не шла на дизелях, то в течение 25 — 27 секунд хорошо подготовленный экипаж успевал увести корабль из позиционного положения на 10-метровую глубину — по-видимому, лучший мировой результат того времени.

    Лодки VII серии


    Силовая установка

    Она состояла из двух шестицилиндровых четырехтактных дизелей марки F46 фирмы "Германия-Верфт" (на большинстве лодок) или аналогичных двигателей марки M6V 40/46 фирмы МАN с механическим наддувом Бюхи (на подводных лодках U-27-36, 51-55, 73-82, 85, 86, 88, 90, 101 - 102, 132- 136). Общая мощность колебалась от 2800 до 3200 л.с. До установки наддува (серия VIIA) общая мощность двигателей составляла 2320 л.с.

    Для движения под водой использовались два двухъякорных электродвигателя фирм "Сименс", АЕГ или "Браун-Бовери" мощностью по 375 л.с. Электродвигатели получали питание от двух аккумуляторных батарей, каждая по 62 элемента типа 27-МАК 800W, позднее 33-MAL 800W, что давало возможность довести дальность плавания под водой до 120 миль при скорости 2 узла или совершить резкий рывок в течение часа с полной скоростью в 8 узлов. Дальность плавания надводным ходом составляла в зависимости от модификации 8000 — 11 000 миль при крейсерской скорости в 10 узлов.


    Нормальный запас топлива (во внутренних цистернах) составлял 62,14 т, полный в топливных и топливно-балластных цистернах - 105,3 т, максимальный в топливных, топливно-балластных и уравнительной цистерне - 113,47 т. Средняя автономность для всех вариантов этой серии колебалась в пределах 40 суток, что по тогдашним меркам являлось просто великолепным результатом. Ряд подводных лодок этого типа даже принимал участие (правда, с дозаправкой от подводных танкеров) в дальних походах в Карибское море и к берегам США в начале 1942 года! Дальность плавания под водой могла быть увеличена до 150 миль при скорости 2 узла, что теоретически позволяло лодке находиться в погруженном положении до 70-73 часов.

    На некоторых вариантах VII серии с февраля 1944 года устанавливался шнорхель (см. раздел "Оснащение лодок"). Шнорхель, кстати, устанавливался только на немецких лодках и дал отличные результаты, но был уже превентивной мерой: война за Атлантику была немцами фактически проиграна.


    Вооружение

    Торпедное

    Почти все лодки были оснащены четырьмя носовыми и одним кормовым торпедными аппаратами*. Выталкивание торпеды осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, в результате чего не образовывалось всплывающего воздушного пузыря, выдающего расположение лодки. Предельная глубина для пуска торпед составляла 22 м.

    Для расчета курса торпеды использовалось счетно-решающее устройство (СРП), находившееся в боевой рубке. Семь начальных данных вводились в него боцманом по указаниям командира. СРП определял необходимый угол поворота гироскопов (приборов Обри), встроенных в торпеды. Угол выставляли торпедисты с помощью специальных шпинделей, не извлекая торпед из аппаратов. Таким образом, при выстреле торпеда не обязательно должна была идти строго на цель: через несколько метров гироскоп корректировал ее курс в воде с помощью вертикальных и горизонтальных рулей.

    Перезарядка торпед занимала от 10 до 20 минут (вероятно, на 1 торпеду?).


    * - В начале 1941г. производство лодок заметно обгоняло производство торпедных аппаратов, в результате пять семерок вступили в строй с двумя носовыми аппаратами и первоначально использовались в качестве учебных (U-72, 78, 80, 554, 555). Еще семь лодок не имели аппарата в корме (U-83, 203, 331, 351, 401, 431, 651).


    Артиллерийское

    Из артиллерии лодки несли скорострельную морскую 88-мм пушку SKC/35 с длиной ствола 45 калибров (почти 4 м). Боекомплект - 220 снарядов, в том числе бронебойные, фугасные и осветительные. Снаряды передавались из артпогреба наверх вручную, по цепочке. Зенитной была поначалу 20-мм одноствольная пушка "Flak 30" с боезапасом 1500 снарядов. В дальнейшем зенитное вооружение видоизменялось; ему сопутствовало расширение открытой платформы позади ограждения рубки, называемой "Wintergarten" (зимний садик). Для более успешной борьбы с авиацией 20-мм пушку на корме меняли сначала на два спаренных 20-мм автомата, далее - на двуствольную 20-мм зенитную пушку, потом - две одноствольных 20-мм пушки. Но самым распространенным получился вариант с установкой двух двуствольных 20-мм пушек плюс "Фирлинг" (четырехствольная установка). Постепенно "Фирлинги" начали заменять 37-мм пушками.


    Экипаж и обитаемость

    Экипаж лодки насчитывал 44 человека, в том числе четыре офицера. Командир имел по штатной категории звание капитан-лейтенанта. 1-й вахтенный офицер совмещал обязанности старшего помощника и командира минно-торпедной боевой части. 2-й вахтенный офицер исполнял обязанности, соответствовавшие в советском флоте командиру БЧ-2. Последним четвертым офицером являлся механик лодки. Из четырех обер-фельдфебелей один исполнял обязанности штурмана, второй боцмана, двое остальных — старшего дизелиста и старшего моториста соответственно. Фельдшером был один из унтер-офицеров. Остальной личный состав лодки делился на технический и морской дивизионы. В технический дивизион входили дизелисты, мотористы, радисты и торпедисты, в морской — рулевые, сигнальщики, артиллеристы, кок и боцманская команда.

    "Семерки" считались самыми маленькими подводными лодками океанского класса. Отсюда и крайне низкая обитаемость у всех модификаций этой подводной лодки. Каждая тонна водоизмещения в первую очередь использовалась для увеличения боевых качеств субмарины. Койки в течение нескольких недель были заняты ящиками с провиантом. В забитых до отказа отсеках оставались лишь узкие проходы. По штатному расписанию рядовые матросы жили в отсеке, где на 22 человека приходилось всего 12 коек. Унтер-офицеры имели 8 коек на 14 человек. Офицеры и обер-фельдфебели имели индивидуальные койки, установленные в два яруса, как в солдатской казарме. Царивший на лодке тяжелый запах обильно сдабривался французскими одеколонами, имевшимися практически у каждого члена команды.

    Запас пресной воды составлял 3,8 т, кислорода - 50 л. Средняя автономность для всех торпедных модификаций находилась в пределах 40 суток.

    Модификации





    VIIA.



    В 1935 году последовал заказ от военно-морского ведомства на строительство десяти лодок типа VII (U-27 — U-36). Первая U-33 была принята гитлеровским флотом в июле 1936 года, за ней вступила в строй 12 августа того же года U-27, a всю серию закончили в начале 1937-го. Лодки этого первого заказа именовались как подсерия А и уже обладали большей частью характерных черт, свойственных всей VII серии, в частности, внешними балластными цистернами в средней части корпуса в виде легко узнаваемых булей у ватерлинии. Одиночный кормовой торпедный аппарат на подсерии VIIA был установлен выше ватерлинии, визуально именно по нему очень легко определить принадлежность лодки к подсерии VIIA. Перезарядка кормового аппарата была возможна только в порту: торпеда вставлялась в аппарат снаружи. Уже на следующей серии этот недостаток был устранен.

    VIIВ.



    С 1937 года в серию пошел усовершенствованный вариант субмарины. Новые подводные лодки получили шифр VIIB. Для увеличения запаса топлива корпус был удлинен на два с небольшим метра, часть булевых цистерн оборудовали под соляр. В результате полный запас топлива возрос с 58,6 до 99,7 т, а дальность плавания — с 4300 до 6500 миль 12-узловым ходом. Более мощные дизели, оснащенные турбокомпрессорами, обеспечивали модели VIIB большую скорость хода в надводном положении. Обычный вертикальный руль заменили двойным, по перу позади каждого винта. Это сократило диаметр циркуляции под водой до 215 — 263 м (проще говоря, лодка могла развернуться в этом пространстве). Кормовой торпедный аппарат находился уже не на верхней палубе, а ниже ватерлинии, между рулями управления. Благодаря размещению двух дополнительных торпед в емкостях под давлением в палубной надстройке и еще одной в кормовом помещении общий запас торпед был увеличен на каждой лодке с 11 до 14. Соответственно теперь можно было принимать и большее количество мин: 26 типа ТМА либо 39 типа ТМВ. Эти улучшения фактически лишали I серию последних преимуществ, что и подтвердили сравнительные испытания 1937 года.

    Отказ от исключительно внутреннего расположения топлива в новых условиях практически не имел значения — при достигнутых к середине 30-х гг. глубинах погружения наличие солярового пятна на поверхности могло дать противнику лишь самое общее представление о местонахождении субмарины. Главным недостатком проекта на этот момент было то, что он страдал от несоответствующих и неудачно расположенных воздухозаборов вентиляции. Когда уже в ходе войны лодки проходили ремонт, на большей части лодок для решения этой проблемы были добавлены внешние вентиляционные каналы. Это единственная различимая деталь, которая отличала подсерию В от более поздних VIIC.

    VIIС.



    Последняя предвоенная модификация VII серии (VIIС) состоялась в начале 1938 г. Первая партия из восьми подлодок была заказана 30 мая 1938 г., вторая и последняя предвоенная — из 13 лодок — в январе 1939 г. С 1940 года эти лодки начали поступать в состав Кригсмарине.

    Подсерия VIIC стала самой многочисленной в истории подводного флота. Более 600 лодок было введено в строй и еще многие другие к окончанию войны находились в достройке, хотя уже были безнадежно устаревшими (другие источники называют цифру 567 единиц). Но на момент появления лодка подсерии VIIC была мощным, маневренным, мореходным кораблем. Это была главная лодка Деница.

    Из основных изменений отметим следующие. Для установки гидроаккустической системы, известной как S-Gerat (Such-Gerat - поисковое устройство), центральный пост удлинили на одну шпацию (0,6 м). С помощью гидролокаторов, устанавливаемых на лодках с 1939—1940 годов, можно было получать информацию о положении судов и кораблей лишь в нескольких километрах от субмарины, но, с другой стороны, звуковые импульсы (порядка 15 кГц) засекались службами перехвата на гораздо более удаленных расстояниях, что демаскировало подводную лодку. Поэтому гидролокаторами пользовались крайне редко, а затем они и вовсе были демонтированы, уступив свое место радиолокационным приборам (Метокс).

    Удлиннение лодки позволило разместить внутри седельных цистерн две дополнительные уравнительные цистерны плавучести для улучшения погружения при сильном волнении моря. Была разработана новая система фильтрации дизелей, для продувки балластных цистерн был установлен дизельный, а не электрический компрессор, благодаря чему снизилась нагрузка на электрическую сеть; кроме того, была модернизирована система коммутации этой сети.


    С началом войны проект подсерии VIIC был стандартизирован, на его постройке сконцентрировались программы военного времени. В ходе войны постоянные внутренние изменения породили многочисленные подсерии и модификации.

    Например, велась разработка более прочных корпусных материалов для увеличения глубины погружения, что позволяло лучше уклоняться от глубинных бомб из-за их достаточно длительного периода погружения. Экономия в массе (в основном за счет электрооборудования) в 11,5 т сделала возможным увеличить толщину плит прочного корпуса из бронированного материала WW с 18 до 21,5 мм, благодаря чему рабочая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 125 м. Предельная глубина погружения достигла 180 м, а расчетная глубина разрушения корпуса повысилась с 250 до 300 м. Строительство этих лодок началось в 1941 году, и они получили индекс VIIC/41.


    Были разработаны и другие модификации — типы VIIC/ 42, VIIC/42A и VIIC/43. Улучшения касались глубины погружения и надводной скорости. Прирост последней ожидался за счет установки второй ступени турбонаддува, позволявшей повысить мощность каждого дизеля с 1400 до 2200 л.с. Установка воздуходувок требовала удлинения корпуса субмарины на 0,8 м. Одновременно, для увеличения внутренних топливных цистерн, диаметр прочного корпуса увеличивался на 30 см, а его толщина до 28 мм. Торпедный боекомплект возрастал на две торпеды. В результате всех этих нововведений водоизмещение достигало 999/1099 тонн, дальность плавания — 10 000 миль 12-узловым ходом, но прирост скорости составлял всего лишь 1,6 узла. Правда, теперь лодка могла спокойно нырять до глубины 300 м, а расчетная глубина разрушения прочного корпуса составляла 500 м.

    Хотя первый контракт на строительство VIIC/42 был заключен с "Германия-Верфт" 16 июля 1942 г., но отсутствие единства мнений среди конструкторов относительно прочих деталей задержало заказ механизмов для новых лодок до начала 1943 г. По всей вероятности, до «стоп-приказа» о закладке новых «семерок» на верфи успели поступить лишь несколько десятков комплектов секций, механизмов и приборов, однако, ни одну VHC/42 заложить так и не успели. Дальнейшие планы развития основной линии — тип VIIC/43, в которых предусматривалось довести число торпедных аппаратов до 10 (шесть в носу и четыре в корме) так и остались на бумаге.

    Ряд серьезных внешних отличий все же появлялся на новых или отремонтированных лодках, хотя и не имел никакого обозначения (изменение зенитного вооружения, боевых рубок, истановка шнорхеля).


    VIID.



    Высокая эффективность минных постановок с подводных лодок в начале войны (их производили обычные лодки через торпедные аппараты) вызвала заказ на специализированные заградители — носители тяжелых якорных неконтактных мин SMA. Общая масса и размеры мины были таковы, что требовали размещения в специальной вертикальной шахте. Формирование проекта заградителя для сокращения срока разработки осуществлялось крайне просто — позади центрального поста обычной субмарины серии VIIC врезался дополнительный 9,8-метровый отсек с пятью вертикальными шахтами, в каждой из которых могло помещаться по три мины. Общая длина лодки выросла до 76,9 м, водоизмещение достигло 965/1080 т, надводная скорость упала на один узел, подводная — на 0,3 узла. Благодаря увеличению запаса топлива в удлиненных бортовых цистернах дальность плавания выросла до 8100 миль 12-узловым ходом. Торпедное и артиллерийское вооружение было сохранено.

    К моменту вступления серии в строй(U-213 — U-218; август 41-го — январь 42г.) мины SМА еще страдали комплексом «детских болезней», в результате чего первая их постановка состоялась лишь 4.5.1943 г. К этому времени три заградителя уже успели погибнуть, оставшиеся же до конца войны совершили в общей сложности 11 выходов для постановки мин, но особых успехов при этом не добились.


    VIIE. Серия VIIE проектировалась вокруг супероблегченного V-образного дизеля фирмы Дойц, но поскольку двигатель так и не был доведен до необходимой надежности, проект был остановлен.


    VIIF. Похоже сложилась судьба и модификации VIIF. Летом 1941 г. крушение системы снабжения надводных и подводных рейдеров с плавбаз в Атлантике вызвало к жизни указание BdU от 22.8.1941 г., в котором фирме "Германия Верфт" предписывалось построить четыре лодки снабжения торпедами. Конструктивное решение повторяло модификацию VIID — позади центрального поста врезался дополнительный отсек длиной 10,5 м, большую часть которого занимали 24 торпеды, уложенные в четыре вертикальных ряда. Торпеды выгружались через люк в кормовой части отсека с помощью складного деррика. Имелся также дополнительный запас продовольствия в холодильниках.

    Соответственно размерам (длина 77,6 м) изменились и другие ТТХ корабля: водоизмещение — 1084/1181 т, скорость— 16,9/7,9узла, надводная дальность плавания — 9500 миль 12-узловым ходом.

    К моменту вступления серии в строй (U-1059 — U-1062; май — август 1943 г.) битва за Атлантику была уже безнадежно проиграна. Передача торпед в открытом море в 1943-1944гг. стала опасной в связи с усилением авиационного патрулирования союзников. Поэтому лодки ни разу не использовались по прямому назначению. Вместо снабжения торпедами боевых субмарин в открытом океане они занимались перевозкой торпед между портами. К началу 1944 г. наиболее остро стоял вопрос о снабжении группы подлодок, действовавшей в Индийском океане с базы Пенанг (п-ов Малакка). U-1059 погибла на первом этапе похода в Центральной Атлантике, но U-1062 19.4.1944 г. все же удалось достичь порта. 15 июля она вышла в обратный путь с грузом стратегического сырья, но 30 сентября была потоплена кораблями группы американского эскортного авианосца "Мишон Бэй". U-1060 и U-1061 с момента вступления в строй занимались транспортировкой торпед из Киля в Нарвик. В один и тот же день — 27 октября 1944 г. они в разных точках у норвежского побережья попали под удары британской авиации, причем первая выбросилась на берег и была полностью потеряна, а вторая получила тяжелые повреждения и вышла из строя позже, хотя и не дожила до конца войны.
    Оценка проекта

    Лодки VII серии обладали целым набором качеств, которые позволили им стать хребтом германского подводного флота во Второй мировой войне.


    1. Хорошая мореходность. Эти лодки отличала высокая маневренность, приличная надводная скорость и дальность плавания, хорошая остойчивость на воде. Субмарины этого типа могли ходить под дизелями в любую погоду, погружаться и всплывать на ходу при сильном ветре и волнении моря, использовать оружие как в условиях тропиков, так и в арктических широтах. Материал корпуса (сталь с высоким сопротивлением марки WW) позволял лодкам погружаться на рабочую глубину до 100 м; на модифицированных субмаринах этот показатель возрос до 125 м. При этом нужно учитывать, что коэффициент безопасности на немецких кораблях равнялся 2,3. То есть расчетная глубина, на которой могло произойти разрушение корпуса лодки, была более 260 м. Неоднократны случаи, когда лодкам в критических ситуациях приходилось погружаться именно на такую глубину. Лодки союзников могли погружаться максимум на 100 м.


    2. Удобство управления. Седьмую серию отличало рациональное размещение постов управления, хорошая доступность механизмов и устройств. Особенностью германских субмарин, в том числе и лодок VII серии, было наличие аппарата торпедной стрелы — электромеханической установки для расчета данных для выпуска торпед, которая очень быстро и точно определяла параметры курса торпеды.


    3. Впечатляющая скорость погружения. Хотя в рабочих условиях время на погружение равнялось 50 секундам, в случае срочного погружения хорошо подготовленный экипаж за 25 секунд уводил корабль на 10-метровую глубину. Этой характеристике придавалось первостепенное значение, так как подавляющее большинство атак немецкие подводники проводили из надводного положения, и от умения быстро уйти с поверхности зависела судьба субмарины и ее экипажа. Моряки предпочитали находиться в тесных отсеках, но знать, что в случае опасности они имеют куда большие шансы выжить, чем, скажем, на IX серии (разница во времени погружения была около 10 секунд).


    4. Средние размеры. На тот момент это была золотая середина: лодка была небольшой, что позволяло выпустить достаточное их число в довоенное время, не нарушая условий англо-германского военно-морского соглашения по тоннажу подводного флота. При этом размеры лодки позволяли ей действовать в любом районе Атлантики.


    5. Значительный наступательный потенциал. Четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат плюс запас торпед от 11 до 14 штук позволяли одной лодке за время одного боевого похода поразить до 4-6 целей противника.


    6. Высокая надежность и простота эксплуатации. Особенно славились своим высоким качеством дизельные двигатели, изготавливаемые фирмами «Германия-Крупп» и MAN, приборы управления стрельбой, перископы (знаменитая цейсовская оптика) и появившиеся после 1941 года торпеды.


    7. Высокая технологичность сборки и, как следствие, высокая скорость строительства и относительно низкая стоимость. В среднем одна лодка этого типа стоила около 4,7 млн. рейхсмарок, что было несколько меньше стоимости альтернативных проектов. Это играло важную роль в условиях ограниченного бюджета, выделявшегося на подлодки. Интересно, что стоимость линкора "Бисмарк" составила 190 млн. рейхсмарок.


    Из недостатков отметим жуткую тесноту в лодке. В ограничительных рамках англо-германских соглашений все наступательные качества этих лодок были получены в основном за счет принесения в жертву условий обитаемости. По сравнению с теснотой на немецких подводных кораблях моряки союзников, можно сказать, жили в "люксовых апартаментах".


    В сущности, лодки VII серии не обладали какими-то исключительными характеристиками, за исключением времени срочного погружения и глубины погружения. Но хорошая сбалансированность тактико-технических данных и высокий стандарт исполнения вкупе с великолепно вышколенными экипажами и умелыми командирами подняли их на уровень наиболее удачных типов подводных лодок периода Второй мировой войны. А применительно к 1939 году не будет преувеличением сказать, что лодки VII серии являлись почти идеальным подводным кораблем своего времени.

    Однако "семерка" все-таки оставалась "ныряющей" лодкой с низкой скоростью подводного хода. Если обнаружение противника и проведение атак могли производиться хотя бы с перископной глубины, то преследование - только в надводном положении. В результате при развитии у союзников мер противолодочной борьбы для "семерки", как и для других немецких субмарин довоенной конструкции, с 1942г. главной задачей стало выживание в условиях боевых походов.
        
     
    | Просмотров: 7028 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+