Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Герои СССР » И. К. СОМОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Герои СССР И. К. СОМОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    Учеба продолжалась более быстрыми темпами. Вставали в четыре утра и завершали полеты вечером. В августе сорок первого лучших курсантов, в том числе и сержанта Сомова, направили инструкторами-пилотами во вновь формируемые школы первоначального обучения летчиков.
    Позже Иван попал в полк легких бомбардировщиков. Почти месяц тренировок — и на фронт» под Москву.
    Бомбили ло ночам вражеские позиции и железнодорожные станции* укрепленные узлы обороны, разбрасывали пропагандистские листовки.
    С декабря 1941 по апрель 1942 года Сомов совершил на У-2 166 боевых вылетов, за что его грудь украсила первая награда — орден Красной Звезды.
    Надо сказать, полки «небесных тихоходов» стояли совсем близко от фронта, в десяти — тридцати километрах. Отлетавшись ночью, днем Иван часто смотрел, как летают другие. Особенно истребители. И так хотелось самому встретиться с врагом лицом к лицу. Знал, что об этом же мечтают и его товарищи Виктор Усов и Николай Куликов.
    — Так в чем же дело? — решился Иван.— Давайте подадим рапорт о переводе в истребители?
    — А если упекут в запасной полк?
    — Ну, вряд ли. А попробовать следует.
    Однако прошло полмесяца, а ответа на рапорты не после-
    — Видать, не судьба,— сокрушался Сомов.
    И вдруг всех троих вызывает командующий ВВС 1-й ударной армии Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Нестерцев. Встретил приветливо, поинтересовался:
    — На каких типах истребителей хотите летать? И услышал дружное:
    — Только на «яковлевых»!
    — Ну, хорошо. Ждите распоряжения.
    Но сесть за штурвалы «ястребков» они смогли только через две недели: все это время на У-2 в составе полка помогали войскам, окружавшим немецкую группировку 16-й армии в районе Демянска, в обеспечении боеприпасами, питанием и всем необходимым.
    Боевое крещение как летчик-истребитель старшина Сомов принял в мае сорок второго. И довольно неожиданно. Сел в самолет, чтобы потренироваться (набирался опыта и сноровки), когда взвилась красная ракета — в небе противник! В общем-то, сигнал тревоги предназначался не для Сомова: он перед этим уже сделал два вылета.
    — Давай взлетай! — закричал кто-то из техников. Иван запустил двигатель, начал выруливать.
    — Быстрее, быстрее,— кричат ему.
    — Так ведь «мессеры» над аэродромом!
    — К черту «мессеров». Взлетай!
    Бой уже кипел вовсю. Навстречу Сомову ринулся фашистский стервятник. Завязалась карусель. На помощь вражескому истребителю пришел еще один. Но Сомов не растерялся. |йьш маневром ему удалось зайти в хвост немецкой напустить добрую порцию пушечных снарядов и пуле-чередей. Словно наскочив на препятствие, фашист на мгновение застыл на месте, а затем, оставляя полосу дыма, пошел вниз* Иван бросился на второго «мессера». Тот сделал резкое пике и поспешил удрать. Покружившись еще немного, Сомов пошел на посадку.
    Его окружили товарищи, тормошили, поздравляли: — Первая схватка, и первый сбитый самолет! Ну, брат, и повезло тебе. Нечасто так бывает*
    После этого боя тренировочных полетов Сомову больше не давали. Он стал регулярно летать на задания: прикрывал войска, вед воздушную разведку, сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков. Делал свое дело уверенно и надежно: четыре сбитых вражеских самолета и на груди — второй орден Красной Звезды.
    А когда выпадало свободное время, любил он с товарищами пойти на рыбалку или на прогулку в лес Как было не вспомнить речку Кудьму и деревню Старое Ликеево Кстовского района, до боли родные места! И еще он любил хорошую песню. Любил, когда после очередного вылета командир эскадрильи капитан Мотус выводил своим сильным, красивым голосом:
    Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза...
    А как начнет «Распрягайте, хлопцы, коней» или «Нич, яка, ниченька...» — не хочешь, да подтянешь. И светлело на душе у каждого, и бить заклятого врага хотелось еще беспощаднее.
    ...Март 1943 года. По приказу Главного маршала авиации А. А. Новикова 240-я истребительная авиационная дивизия под командованием полковника Г. В. Зимина направляется в помощь военно-воздушным силам Ленинграда для прикрытия от налетов противника войск и объектов, главным образом Волховской гидроэлектростанции и железнодорожного моста через реку Волхов. Доблестно сражались летчики-истребители, и среди них младший лейтенант Сомов из 744-го авиаполка, впоследствии переименованного в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк. Вот лишь один эпизод.
    Командир полка подполковник Найденов передал по рации:
    — Атаковать группу противника в направлении... Курс... Высота...
    — Вас понял. Набираю высоту, иду на сближение.
    И шестерка советских Як-7б, возглавляемая Сомовым, пошла навстречу врагу. На приборах — 5400 метров. Кто-то пошутил по радио:
    — Что-то дышится тяжело.
    — Нормально,— отвечает ведущий.
    Вскоре впереди показываются фашистские бомбардировщики под сильным прикрытием истребителей ФВ-190 и МЕ-109.
    — Внимание! — приказывает Сомов.— Атакуем первую, ведущую группу бомбардировщиков.
    Сделав правый доворот, краснозвездные «яки» устремились на гитлеровцев. С первой же атаки два «хейнкеля» врезались в землю.
    — Делаем повторный заход!
    Однако немецкие истребители уже пришли в себя от дерзкого налета советских соколов и сами пошли в атаку. Завязался такой бой, что определить с земли, где свои, где чужиег временами было невозможно. В небе стоял надрывный гул моторов, глуховатый перестук авиационных пушек и трескотня пулеметов.
    И все же группе Сомова удалось нанести повторную атаку. Еще один «хейнкель» нашел бесславный конец. Боевой порядок немцев рассеялся, они вынуждены были сбросить бомбовый груз, не доходя до цели.
    Свою задачу наши летчики выполнили. Но спокойно уйти на аэродром не удалось: вражеские истребители, имея значительное количественное преимущество, вновь сумели навязать бой. Пришлось принять-его. В завязавшейся схватке советские летчики уложили еще два «фокке-вульфа», однако и сами потеряли один самолет. Остальные, в том числе и командир группы, с трудом дотянули до аэродрома: в баках не оставалось горючего.
    За хорошую боевую работу всему летному составу командир дивизии объявил благодарность, а младший лейтенант Сомов, лично сбивший два самолета противника, был представлен к ордену Красного Знамени.
    И снова упорные бои, уже на Калининском фронте. Теперь на счету лейтенанта Сомова (очередное звание он получил за бои под Ленинградом) — девять сбитых фашистских самолетов» Увереннее стал его летный почерк, зорче глаз, тверже рука.
    Так было и на этот раз. Его четверка, облетая район боевых действий, встретилась с двумя «мессерами».
    — Разойтись парами,— приказал Сомов.— Быть предельно внимательными.
    Предостережение оказалось не напрасным. Оба «мессера», набирая высоту, разворачивались в его сторону. Заметив, однако, что вторая пара «яков» может атаковать их, начали уходить вправо. Так «уходили», что оказались в прицеле Сомова, немедленно открывшего пушечный огонь. Машина врага на глазах стала разваливаться на части. Второй стервятник постарался убраться восвояси.
    Когда четверка Сомова приземлилась, заместитель комдива полковник Николаев передал подполковнику Найденову на НП полка:
    — Стою у сбитого Сомовым самолета. Оказывается, это ас. С пиковым тузом на фюзеляже. Поздравьте его от моего имени.
    Было бы неверно думать, что боевая жизнь Ивана Сомова складывалась легко и просто. Попадал и он в такие переделки, которые оставили память и на теле, и в сердце.
    ...Это случилось еще в сентябре сорок второго, над новгородскими болотами Невий Мох. Немцы зажали Сомова в клещи и подбили. Загорелся двигатель. Иван выровнял самолет, и тут в машину впилась еще одна очередь. «Ястребок» резко пошел вниз. Летчик попытался выброситься из кабины, но зацепился за какой-то выступ. Что было потом, Иван Константинович и сейчас, спустя сорок с лишним лет, вспомнить не может.
    Он пришел в сознание через полчаса после катастрофы висящим... на вершине огромной сосны. Нащупал в кармане компас : куда идти? Решил — на северо-запад. Идти? Но ведь он висит на стропах парашюта! С трудом стащил его вниз, свернул и пошел.
    Сначала была густая трава, затем потянулась полоса горелого леса, густой кустарник. Несколько раз проваливался по пояс в болото, но выручил парашют, ставший для него своеобразным плотом-опорой.
    Часов через восемь вышел на дорогу, сел под дерево отдохнуть... А подняться сил не было.
    Видит — прямо на него бежит овчарка. Сомов вытащил пистолет, взвел курок. В это время из-за поворота показались двое верховых. Остановились метрах в тридцати.
    — Кто?
    — Летчик.
    — Которого утром сбили?
    — Да.
    — Ну, давай, садись на лошадь. Мы тебя давно ищем.
    — А самолет нашли?
    — Утонул твой самолет в болоте. А ты как шел? Покажи. Сомов стал объяснять по карте.
    — И через горелый лес шел?
    — Шел. Да еще ежевику там ел.
    — Так лес же тот заминирован! Ивану стало не по себе.
    — Ну, брат, считай, что в рубашке родился...
    И еще один раз он был на волосок от смерти, на 1-м Прибалтийском фронте. В октябре 1943 года Сомов вылетал на прикрытие наших войск в районе Сельково — Невель. Встретился с фашистами. Один ФВ-190 сбил, затем зашел в хвост «юнкерсу», искал прицел, чтобы ударить наверняка, и в это время в его «ястребок» попал зенитный снаряд противника. Тут же другой снаряд повредил руль поворота и левую часть руля глубины. С величайшим трудом Сомов перевел самолет в горизонтальное положение и, как поется в песне, «на честном слове и на одном крыле» повел его на свой аэродром. Еще труднее было посадить самолет: сделал несколько «козлов», остановился в конце поля.
    Как бы там ни было, Иван Сомов продолжал летать и сбил: еще не один гитлеровский самолет. Об этом свидетельствует и выписка из его «Личной летной книжки».
    «С 14.3.43 г. по 12.11.43 г. в 86 ГИАП совершено 70 боевых вылетов. Из йих: на разведку — 5, на сопровождение своих бомбардировщиков и штурмовиков —17, на штурмовку войск противника — 1, на прикрытие своих наземных войск — 33, на перехват бомбардировщиков противника — 14. Одиночно и в группе провел 31 воздушный бой. Лично сбил 19 самолетов противника. Из них: бомбардировщиков — 5, истребителей —14».
    Что и говорить, наш земляк показывал достойный пример того, как должен разить врага каждый воздушный солдат, как. должен выполнять приказ Родины каждый патриот!
    Многие учились у него умению проявлять инициативу в бою, военную хитрость, при любых обстоятельствах сохранять самообладание и волю к победе.
    И слово свое гвардеец держал крепко, как штурвал самолета.
    ...В середине ноября 1943 года Сомова срочно вызвали в штаб, к командиру полка подполковнику Чистякову.
    — Собирайтесь,— сказал он.— Вас направляют на Полтавские высшие офицерские курсы усовершенствования .
    ...Поезд стучал на стыках рельсов, отмеряя километр за километром к Уралу, лейтенант наслаждался тишиной и покоем и не знал, не ведал он, что на него, Сомова, заполнен наградной лист к присвоению звания Героя. Что командир 240-й Невельской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Зимин уже поддержал ходатайство командования полка, что заключение Военного совета 3-й воздушной армии было положительным: «Достоин награждения высшей правительственной наградой...»
    Шел четвертый месяц пребывания Ивана Константиновича на курсах. И вдруг дежурный по учебному корпусу объявляет:
    — Лейтенант Сомов, вас вызывает начальник училища. «Зачем?» — удивился Иван.
    В приемной секретарша не задерживала:
    — Заходите.
    Навстречу Сомову поднялся генерал-майор авиации Прокофьев, протянул руку:
    — Товарищ лейтенант, поздравляю вас с присвоением высокого звания Героя Советского Союза. Собирайтесь в Москву, поедете в Кремль для получения награды.
    — Большое спасибо, товарищ генерал,— только и смог сказать растерявшийся от радости Иван.— Разрешите идти?
    — Подождите.
    Прокофьев обошел стол и протянул газету «Правда»:
    — Возьмите на память.
    Летчик с волнением пробежал по строчкам Указа: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»... гвардии лейтенанту Сомову Ивану Константиновичу. Москва. Кремль. 4 февраля 1944 года».
    Поднял глаза на генерала:
    — Может быть, произошла ошибка?
    — Исключено. Я звонил в Москву, и мне подтвердили: «Это тот Сомов, который учится у вас». Так что не мешкайте, поезжайте.
    ...После окончания Полтавской высшей офицерской школы штурманов Иван Сомов возвращается в родной полк. И снова — работа в небе, теперь уже в качестве заместителя командира эскадрильи. Он участвует в прорыве сильно укрепленной полосы немцев на Оршанско-Витебском направлении: сопровождает штурмовики и бомбардировщики, по заданию армейского и фронтового командования ведет разведку глубокого тыла противника, причем с максимальным радиусом действия, участвует в воздушных боях и лично сбивает фашистский «фоккер». Группе Сомова пять раз объявлялась благодарность
    от командования, а сам Иван Константинович был представлен к ордену Александра Невского.
    1945 год Иван Сомов начал опытным командиром. Его повысили в звании, он получил повышение по службе. Как мастеру воздушного боя, в равной мере владеющему искусством маневра и искусством прицельного огня, обладающему отличной техникой пилотирования, штурману полка гвардии капитану Сомову доверяют самые трудные, самые ответственные задания. Однажды в полк поступило боевое распоряжение. В нем говорилось, что гитлеровцы подтягивают к фронту крупные силы танков «тигр» и самоходных орудий «фердинанд». Надо было узнать, в каком именно районе враг сосредоточивает машины, сколько их?
    Командир полка Чистяков вызвал на КП капитана Сомова. Развернул карту, объяснил обстановку и решительно заключил :
    — На войне легких заданий не бывает, вы это знаете. Но сегодняшний полет — повышенной трудности. Постарайтесь выполнить его любой ценой.
    И еще раз подчеркнул:
    — Любой ценой...
    Как лучше выполнить задание? Сомов решил пойти на хитрость: набрать высоту, зайти в глубь территории, занятой противником, а затем «змейкой» идти к линии фронта в поисках этих проклятых «тигров». Так вместе с ведомым лейтенантом Глебом Сивоволовым и сделали. Безрезультатно. Следов техники — никаких.
    — Давай назад пойдем, Глеб.
    Но и обратная «змейка» ничего не дала. Сделали разворот, и вдруг в длинной балке Сомов заметил несколько танков, замаскированных недостаточно тщательно. Сказал по радио ведомому :
    — Кажется, это то, что мы ищем. Держись за мной, сейчас я буду считать голубчиков.
    Снизившись, насколько было возможно, Иван повел «ястребок» над балкой.
    — Один... Три... Пять...
    Их заметили. В дело вступили «эрликоны», все вокруг покрылось облачками разрывов.
    — Тринадцать... Семнадцать... Двадцать...
    И тут зенитный снаряд угодил в самолет Сомова. Летчик почувствовал, как машина дрогнула и начала терять скорость и высоту. В кабине появился пар и капли масла. Иван поспешно открыл фонарь кабины, передал по радио ведомому:
    — Поврежден двигатель. Иду на вынужденную. Проследи, Глеб, как пройдет посадка, и доложи обо всем на аэродроме.
    — А сколько танков передать, командир?
    — Около сорока.
    С трудом Сомову удалось перетянуть через линию фронта» Нашел подходящую площадку, но сесть помешали телеграфные провода.
    Добавил обороты двигателя, взял штурвал на себя, обрадовался: «Еще работает! Не заклинило!»
    При посадке самолет тряхнуло: оказалось, приземлился рядом с КП какой-то части и задел винтом армейскую связь. Только успел выбраться из кабины, подбежал полковник, набросился сердито:
    — Ты зачем связь порвал? В трибунал захотел? Подошел генерал:
    — Он ведь не нарочно, полковник, видите, самолет поврежден.
    Повернулся к Сомову:
    — Рассказывайте, капитан.
    Иван Константинович назвал позывной, попросил вызвать штаб армии. А через некоторое время уже на месте докладывал командиру полка о результатах полета.
    — Танки в количестве сорока штук обнаружены в районе...
    — Молодец, капитан. Сейчас их уже уничтожают.
    На следующий день в расположение полка прилетел командир дивизии гвардии полковник Зимин. Всех, кто был свободен от службы, построили.
    — А где Сомов? — спросил комдив.
    — На КП.
    — Немедленно сюда.
    Когда Сомов занял свое место, Зимин скомандовал ему:
    — Выйти из строя. Подошел член Военного совета.
    — Товарищ капитан, за умелое ведение разведки и проявленное при этом мужество командующий 3-м Белорусским фронтом награждает вас орденом Богдана Хмельницкого. Поздравляю.
    И затем к строю:
    — Так надо летать, товарищи летчики, каждому из вас.
    ...Свой последний боевой вылет гвардии капитан Сомов совершил 28 апреля 1945 года над Берлином. Он мог быть довольным собой: за четыре года войны лично сбил 24 фашистских самолета и четыре — в группе!
    Впоследствии наш земляк окончил Военно-Воздушную Краснознаменную академию им. Ю. А. Гагарина, стал полковником. В связи с 20-летнем Победы над фашистской Германией ЦК КПСС и Советское правительство наградили его золотыми часами, а за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, освоение новой сложной техники (за время летной работы он освоил 12 типов самолетов) Иван Константинович был удостоен ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
    Годы и пережитое дают о себе звать. Пришлось полковнику Сомову скрепя сердце уйти из авиации, сейчас он живет и работает в Киеве. Иван Константинович часто встречается с молодежью, выступает с воспоминаниями на заводах и в школах. Его большая работа по военно-патриотическому воспитанию отмечена Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Грузии, значком почетного комсомольца.
    ...Сейчас в штатском костюме Иван Константинович Сомов, пожалуй, ничем не отличается от других. Кажется, привык он и к гражданской жизни. Однако стоит ему услышать над собой гул пролетающего реактивного истребителя, и словно что-то обрывается в груди, и непременно хочется узнать: «Как там, в небе?»
    Автор статьи: Е. ПЛОТНИКОВ
        
     
    | Просмотров: 2599 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+