Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Герои СССР » М. П. СТУПИШИН - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Герои СССР М. П. СТУПИШИН - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    Он хорошо учился и очень любил рисовать. Позднее это увлечение привело его в художественный техникум. Преподаватели подмечали у него задатки художника. Возможно, он и стал бы живописцем, если бы не увлекся авиацией.
    Великая Отечественная война застала его в Горьком инструктором аэроклуба. Об отдыхе он тогда не мог и думать. Ночевал прямо на аэродроме, в палатке. Полеты начинались с рассвета, а заканчивались поздно вечером. И уже в октябре 1941 года очередная группа курсантов окончила учебу на три месяца раньше срока. А в ноябре, после выпуска остальных слушателей, почти весь командный и инструкторский состав улетел на самолетах У-2 в другой город. Там они сами начали повышать свое мастерство, обучались полетам и боевым действиям в ночных условиях. Через полтора месяца на тех же учебных самолетах, только с установленными бомбодержателями, он и его товарищи отправились на Западный фронт. Так в действующей армии появился новый 712-й легкобомбардировочный ночной авиаполк.
    На фронте он стал командиром звена, выполнял самые разнообразные задания командования: вывозил из-под самого носа у немцев тяжелораненых, перебрасывал в труднодоступные места командиров и разведчиков, а по ночам бомбил вражеские позиции. На его счету уже имелось 24 успешных боевых вылета. 9 апреля 1942 года он был награжден первой правительственной наградой — медалью «За отвагу». В том же месяце его направили в 312-й штурмовой авиаполк...
    В коридоре появлялись такие же, как он, летчики гражданской авиации, узнавали его, здоровались:
    — Ступишин? Михаил Протасович? Здорово... Ты тоже на медицинскую комиссию? — И не очень уверенно подбадривали:— Ничего, старик, может, еще все обойдется.
    Он пожимал руки приятелям и продолжал все так же ходить по коридору. Память опять возвращала его к прошлому, хотела как бы подвести черту под чем-то законченным, к чему уже не будет возврата.
    ...Первый свой боевой вылет на штурмовку 30 июля 1942 года Ступишин запомнил на всю жизнь. Восьмерка «Ильюшиных», возглавляемая командиром эскадрильи Василием Корякиным, взяла курс на вражеский аэродром, расположенный в районе Дугино. Ох, уж это Дугино! Сколько наших летчиков пробовали его разбомбить и все безуспешно. Уж очень старательно прикрывали его вражеские зенитные батареи и эскадрильи истребителей.
    Погода благоприятствовала советским штурмовикам: низкая облачность, туман, мелкий моросящий дождь... Казалось, что на этот раз гитлеровцы будут застигнуты врасплох. Однако за линией фронта дождь неожиданно прекратился, туман рассеялся . И тут же вокруг «илов» закурчавились разрывы снарядов, потянулись цветные гирлянды трассирующих пуль. Расчет на внезапность не оправдался.
    Внизу показался аэродром. Ступишин видел, как во втором звене вспыхнул самолет, и летчик, направив горящую машину прямо на выстроившиеся рядами плохо замаскированные вра-жеские бомбардировщики, взорвался на своих бомбах. «Погиб, но какой урон причинил врагу!»—подумал Михаил. Сковывавшее его напряжение сменилось яростью, жаждой мести за погибшего товарища. Он сбрасывал бомбы на стоянку самолетов, бил из пушки и пулеметов.
    — Получайте, гады!
    Огненным смерчем поднялись над аэродромом разрывы реактивных снарядов. «Теперь на Новодугино»,— вспомнил Ступишин второе боевое задание комэска. Его машина набрала высоту и скрылась в облаках. Из серой густой пелены он вывалился прямо над железнодорожной станцией, расположенной между Ржевом и Вязьмой. Все пути были забиты эшелонами с боевой техникой и войсками врага. Сделав один заход, потом второй, Михаил опять ушел в облака.
    Из полета Ступишин возвратился вторым. Корякин был уже на аэродроме. Потом пришли еще два штурмовика. Летчик пятой машины добрался до своей части лишь на четвертые сутки. Трое не вернулись. А на аэродроме Дугино было уничтожено десять «юнкерсов» и около трех десятков гитлеровских вояк, подожжены склады с боеприпасами и горючим. Кроме того, на станции Новодугино взорвано несколько эшелонов. Всю ночь там бушевал пожар, послуживший хорошим ориентиром для советских ночных бомбардировщиков.
    Штурмовики совершали по три-четыре, а то и по пять вылетов в день. Это немало. В первый год войны за тридцать боевых вылетов летчики представлялись к званию Героя Советского Союза.
    Михаилу Ступишину и его ведомому Анатолию Ростову однажды было приказано разведать ближайшие вражеские тылы, установить наличие и направление движения вражеских войск и боевой техники. Летели они низко, задевая нижнюю кромку облаков. Сеял обычный осенний дождь, серая мгла и однообразная залитая водой местность затрудняла ориентировку. Линию фронта пересекли благополучно — в такую непогодь немцы не ждали воздушных гостей, зенитки открыли огонь с большим опозданием.
    Строго выдерживая курс, разведчики пристально осматривали заданную местность, особенно дороги, но ничего подозрительного не могли приметить. Проехали по проселку пяток повозок, потом показалась на шоссе грузовая машина — и все.
    И вдруг вслед за грузовиком из-за леса показалась колонна. Михаил подлетел поближе. Танки, артиллерия, мотопехота гигантской гусеницей вытянулись на километр. Они двигались по направлению к фронту.
    Ступишин тут же сообщил об этом в штаб и попросил разрешения атаковать гитлеровцев. Получив «добро», он перевел штурмовик в пологое пике. Анатолий пошел следом. Огненные струи хлестнули по колонне. Из открывшихся люков горохом посыпались небольшие противотанковые бомбы. Удар был настолько неожиданным и стремительным, что гитлеровцы не успели открыть ответный огонь.
    Развернувшись, летчики сделали второй заход, потом третий. Над колонной клубился черный дым, вспыхивали взрывы, серо-зеленые фигурки солдат разбегались по сторонам, прятались в кюветы и воронки. Спохватились и открыли стрельбу немецкие зенитчики.
    Ступишин почувствовал, как вздрогнул его самолет. Снаряд пробил крыло и масляную магистраль. Черный фонтан ударил в лобовое стекло, залил лицо. В кабине стало темно, как ночью. Михаил с трудом различал приборы.
    Открыв боковую задвижку фонаря, он осмотрелся, развернул самолет в сторону фронта. Скорость падала катастрофически, давление масла замерло на нуле. Ступишин перешел на пикирование и тут увидел, как из-под капота рыжей белкой метнулся огонек. Что делать? Выбрасываться с парашютом — мала высота, да и передовую еще не успел пересечь, внизу гитлеровцы. А пламя подбиралось к кабине, дым резал глаза, дышать было трудно.
    Показался лес. За ним — Михаил это точно знал — проходил передний край обороны. Только бы дотянуть до своих! Но нет, самолет продолжал терять высоту, чуть ли не задевать верхушки деревьев. И вдруг деревья расступились, под крылом оказалась поляна. Не выпуская шасси, Ступишин бросил самолет вниз...
    Очнулся Михаил в тряской повозке, весь забинтованный. Пожилой ездовой, заботливо подкладывая ему под голову и плечи солому, рассказывал, как горевший самолет упал в полосе наступления их батальона, как солдаты вытащили его, летчика, из кабины того самолета, оказали первую помощь и как комбат приказал ему, ездовому, немедленно доставить его в медсанбат.
    — Пока мы тебя вытаскивали,— рассказывал боец,— над поляной все кружил другой такой же самолет. Потом покачал крыльями и улетел.
    «Это Толя Ростов,— догадался Ступишин.— Значит, он видел все и доложит командиру. А там ребята помогут перебраться в свою часть».
    И верно, в медсанбате ой пробыл недолго. Приехала санитарная машина, и Михаила перевезли в авиационный госпиталь, где он пролежал больше месяца...
    Летом 1943 года Ступишин уже командовал авиаэскадрильей, командовал грамотно, умело: успешно бомбил и штурмовал вражеские артиллерийские позиции под Ржевом, громил фашистские эшелоны с войсками и грузами в районе железнодорожных станций Сычевка, Андреевское и других. В его боевой характеристике было записано: «В должности командира авиаэскадрильи проявил себя как способный единоначальник и умелый организатор боевой и политической подготовки... Личным примером Ступишин воспитывает у подчиненных мужество и отвагу, стремление во что бы то ни стало выполнить поставленную командованием боевую задачу...»
    Потом Михаила Протасовича как наиболее способного и подготовленного комэска назначили штурманом 198-го штурмового авиационного полка. В этой должности и в звании майора он участвовал в боевых действиях на Могилевском, Минском, Волковысском, Гродненском и Белостокском направлениях.
    133 успешных боевых вылета совершил майор Ступишин. Военное командование и Советское правительство высоко оценили мужество и героизм летчика-коммуниста, наградив его тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы» и другими. А 26 октября 1944 года Михаилу Протасовичу Ступишину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
    Незадолго до этого его направили на учебу в академию. С тяжелым чувством расставался он со своими боевыми товарищами, знал, что в свою дивизию больше не вернется. Проучившись около полугода, Михаил Протасович почувствовал недомогание: участились сильные головные боли, повысилась нервозность — словом, начали давать знать о себе контузия и два тяжелых ранения.
    Врачи признали его ограниченно годным к полетам. Из академии его отчислили.
    Два месяца он восстанавливал свое здоровье и переучивался. А с мая 1945 года был уже пилотом гражданской авиации. В каких только странах и городах он не побывал! Но как-то встретился ему в Москве давний приятель Монаков, командовавший в то время эскадрильей полярной авиации, рассказал о суровом севере, о сложности полетов по неизведанным маршрутам, над скованным льдом океаном, и у Михаила Протасо-вича глаза загорелись:
    — Слушай, друг, а нельзя ли и мне к вам перебраться?
    — Что ж, давай. Не пожалеешь. У нас как на фронте —что ни полет, то подвиг.
    И с 15 мая 1948 года он стал полярным летчиком. Сурово встретила его Арктика — ни благоустроенных аэродромов, ни современных посадочных систем... Летом — туманы и низкая облачность, зимой — морозы около 60 градусов и метели. И все же ему пришелся по душе этот суровый необжитой край, особенно после того, как Михаил Протасович побывал на отдаленных островах и небольших зимовьях.
    Первую государственную награду в Гражданском воздушном флоте — орден Трудового Красного Знамени — Михаил Протасович получил за полеты на остров Генриетту. Что он знал раньше об этом острове? Пожалуй, только то, что это самый северный и самый маленький из островов Де-Лонга. Да еще то, что однажды на нем уже пробовали организовать зимовку, но окончилось это трагически. С тех пор прошло 13 лет. Ступишину предстояло вторично открыть здесь полярную станцию. Вместе с тем экипажу надо было решить и вторую, не менее сложную задачу: доказать, что одномоторный самолет Ан-2 можно использовать для полетов в Арктике, над Северным Ледовитым океаном.
    Километров за 200 до острова погода начала портиться. Самолет болтало. Ветер достигал скорости 10—12 метров в секунду. Но вот наконец показался сам остров. Вблизи он напоминал огромный айсберг, самая низкая часть которого поднималась над водой на 40—45 метров.
    Ступишин облетал остров, старательно искал и не находил подходящей для посадки площадки. Глядели все: и бортмеханик Ковалев и штурман Долматов, и радист Мурик. Кружили с полчаса. На глаза попадались лепившиеся к крутому обрыву деревянные домики, бродившие по острову белые медведи. А сесть было некуда. Бортмеханик напоминал Ступишину о таявших запасах горючего. Давал понять, что пора бы подумать и о возвращении. С тревогой поглядывали на командира и другие члены экипажа.
    Наконец Ступишин увидел неширокую, метров 10, полосу, длиной около 80 метров. Разумеется, сажать Ан-2 на такую площадку, да еще на лыжах — больше чем рискованно. Однако другого выхода не было. И Ступишин решился. Он надеялся на сильный встречный ветер. Присмотревшись, приметил рядом еще одну небольшую площадку. «Если первой полосы не хватит,— решил,— можно в крайнем случае на вторую отвернуть».
    В последнюю минуту он спросил себя: «Что ждет экипаж в случае аварии самолета?» И ответил: «В худшем случае, зимовка на острове, где, видимо, остались кое-какие запасы продуктов. На худой конец, можно медведя подстрелить».
    Итак, все взвешено, все решено. Ступишину уже не раз приходилось садиться на подобранные с воздуха льдины. Каждая такая посадка была связана с большим риском. Но эта...
    Сбавив обороты мотора, Михаил Протасович перевел самолет в планирование. Навстречу стремительно мчался обрывистый берег. «Не задеть бы крылом». Слегка качнуло. Промелькнул заранее намеченный им камень-ориентир. Самолет коснулся снега и заскользил прямо на торчавшую из сугроба рыжую каменную глыбу. Еще секунда, и самолет врежется в нее своим винтом. Но нет, расчет оказался точным. Лыжи замерли в каких-нибудь пяти метрах от камня.
    Взяв винтовку и ракетницу, они отправились осматривать остров. Из ближнего сарая, рыча и озираясь, кособоко трусцой выбежал белый медведь. Рядом стоял большой деревянный дом. Двери и окна заколочены досками.
    Была у Михаила Ступишина одна заветная мечта — слетать на Северный полюс, на самую вершинку земного шарика. Эта его мечта вскоре осуществилась. Вот что писала об этом газета «Вечерняя Москва»: «Самолет полярной авиации Главсевмор-пути под управлением Героя Советского Союза Ступишина, вылетев с береговой базы, через несколько часов сделал посадку на самой точке Северного полюса.
    Полет проходил в трудных метеорологических условиях, лри сильном встречно-боковом ветре и большой многослойной облачности. Но, несмотря на это, штурман Мальян точно вывел самолет на географическую точку полюса. В составе экипажа самолета были второй пилот Денежкин, бортмеханик Ве-люга и бортрадист Ситников».
    За отличную работу в тяжелых условиях Арктики Михаил Протасович был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. К боевым и трудовым наградам прибавились также медаль ВДНХ, многочисленные грамоты и знаки отличия.
    Была у него и вторая сокровенная мечта — слетать в Антарктиду, к Южному полюсу. И эта его мечта также осуществилась. 15 декабря 1961 года, в начале антарктического лета, с подмосковного аэродрома поднялись два гигантских четырехмоторных лайнера. На одном из них вторым пилотом летел Ступишин. Приземлиться они должны были ненадолго на американской базе Мак-Мердо и завершить полет в советском поселке Мирном. А это более 24 тысяч километров.
    Труднее всего дался последний, заключительный этап — перелет из Новой Зеландии в Антарктиду. Накануне вылета радисты связались с американской базой и условились о постоянной радиосвязи на время перелета. Это могло бы намного облегчить задачу. Однако на практике связь так и не удалось установить.
    Прошло около семи часов полета. Самолеты давно миновали точку возврата. На обратный путь горючего уже не хватало... Но тем ли они шли курсом? Какая погода в Мак-Мер-до? Моясно ли там совершить посадку? На эти и многие другие вопросы могли бы ответить американские радисты, но они молчали. В салонах самолетов за каждым креслом висели оранжевые жилеты, автоматически заполняемые газом. Надежность их проверена. Но ведь в тех широтах в океане не встретишь ни одной живой души. Жилеты могли только несколько отсрочить гибель.
    Внизу все чаще стали попадаться айсберги и льдины. Ледяные поля плыли уже целыми стаями. И вот наконец у горизонта показалась долгожданная Антарктида...
    Советское правительство высоко оценило мужество и искусство летчиков, проложивших воздушный мост между Москвой и Мирным. Михаилу Протасовичу Ступишину был вручен еще один орден Ленина.
    А потом? Потом был второй антарктический перелет, еще несколько полетов в Арктику и... эта медицинская комиссия. Дверь кабинета открылась. Пожилая женщина в высокой белой шапочке и таком же белом халате выглянула в коридор, окликнула Ступишина:
    — Михаил Протасович, прошу вас
    Решение комиссии было кратким: «По состоянию здоровья от летной работы отстранить».
    «Ну что ж,— спокойно подумал Михаил Протасович,— видимо, не только самолеты и двигатели имеют свой технический ресурс, а и летчики тоже. Я свой ресурс выработал, как мог. Теперь придется менять штурвал на кисть».
    Только летчики могут понять, чего стоило ему это кажущееся спокойствие. Непросто, ой как непросто расстаться человеку с голубыми просторами пятого океана, с которым была связана почти вся его жизнь.
    У Ступишина оставалось второе его призвание — живопись. Он взялся за кисть. Рисовал с натуры и по старым эскизам, которые он набрасывал в свое время на фронте, в Арктике, в Антарктиде. Часто вел переписку с полярниками, со старыми фронтовыми друзьями, молодыми летчиками, активно участвовал в периодической печати.
    В 1980 году Михаила Протасовича Ступишина не стало.
    Автор статьи: Н. ШЕВЧЕНКО
        
     
    | Просмотров: 1639 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+