Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Герои СССР » С. М. ФЕДЯКОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Герои СССР С. М. ФЕДЯКОВ - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    И все пятеро осуществили свою мечту — стали летчиками. Уже в первые месяцы войны из пятерых в живых остались только двое.
    Сергея война застала в Энгельоской военной авиационной школе пилотов, куда он попал по комсомольской путевке, врученной ему от Павловского райкома ВЛКСМ. Как раз шли последние экзамены, последние полеты. Казалось, еще немного,, и полетят они на фронт. Об этом мечтали, об этом почти все время говорили, строили планы. Но не тут-то было: на фронт Сергей Федяков попал только через год, который прослужил в тыловых авиационных частях.
    Весной 1942 года наконец началась напряженная летная подготовка на самолете, на котором предстояло воевать — штурмовике Ил-2.
    В начале ноября 1942 года Сергей Федяков наконец на фронте. Это был Волховский фронт. Он фактически был продолжением, вернее, даже составной частью Ленинградского фронта, хотя эти фронты и разделяло кольцо блокады, упиравшееся в Ладожское озеро.
    ...Командир полка подполковник Николай Терентьевич Кузнецов встретил молодое пополнение приветливо. Окинул взглядом строй, в конце которого стоял невысокий сержант Федяков.
    — Ознакомьтесь с аэродромом, с его окрестностями,— сказал он,— обратите внимание, что он у нас тесноватый, кругом леса и болота. Поэтому не обижайтесь: сначала придется отработать взлет и посадку, облетать район аэродрома. Погодка здешняя нас тоже не балует: осадки, туманы, дымка чуть не каждый день.
    Командир полка опять обвел взглядом строй и остановился на Сергее. А тот и не отрывал взгляда своих больших глаз от лица подполковника, только изредка опуская их, чтобы взглянуть на «иконостас» его орденов и медалей.
    А потом 14 ноября 1942 года было боевое крещение молодых пилотов. Командование особенно тщательно продумало, чтобы оно прошло как можно организованнее, чтобы «крестники» понюхали пороху без потерь, чтобы они вернулись с большой верой в свои силы. Во время предполетной подготовки командир полка впервые посоветовал, не приказал, а именно посоветовал, а потом еще не раз повторял: «В воздухе мелочей не бывает. Законы авиации жестки. Летчик должен предусмотреть все. Собранными, до предела внимательными, уверенными в успехе — только такими вы имеете право отправляться & полет».
    Ориентироваться в районе первого боевого вылета, да и многих последующих было нетрудно: с юга на север параллельно линии фронта протянулась незамерзшая еще быстроводная река Волхов. Чем-то, скорее всего по широте, она напоминала реку детства Сергея — Оку. Правда, была она не такая извилистая и берега ее были не такими крутыми. В районе Чудова реку пересекала Октябрьская железная дорога. Немногим более года тому назад она соединяла Москву и Ленинград. Теперь от Чудова до Поповки на стокилометровом участке она была занята немцами.
    ...Вылетели шестеркой рано утром. Видимость отличная, почти до горизонта или, как говорят летчики,— «миллион на миллион»* Едва пролетели Волхов, стало видно, что в районе Чудова идет бой. Еще на аэродроме подполковник Кузнецов предупредил, что фашисты неоднократно атаковали наши войска, пехотинцы дерутся отчаянно, но слишком неравны силы, и есть опасность прорыва нашей обороны. Штурмовики подоспели вовремя. Один заход, второй, третий. На головы гитлеровцев посыпались бомбы, полетели снаряды. И враг дрогнул, откатился на исходные позиции. Положение было спасено. Вот тогда-то и появилась первая благодарность командира стрелковой дивизии в личном деле Федякова. Но главное — зародилась боевая дружба молодых летчиков Сергея Федякова, Василия Томарова, Владимира Титовича и Петра Дайнеки с ветеранами полка Георгием Ульяновским, Николаем Беловым, Николаем Платоновым. Эта дружба, уверенность друг в друге помогала им впоследствии выполнять самые сложные, самые рискованные операции.
    Не раз приходилось очень туго. Так случилось во время прорыва блокады Ленинграда, январским утром 1943 года в районе Синявина.
    12 января на рассвете погода была ясная и морозная. Но вдруг подул сильный ветер, ленинградский «пятачок» затянули низкие плотные серые облака, помела поземка, а потом и снег повалил.
    И все же штурмовики парами уходили в снежное марево. Вот ушли на задание капитан Павлов и его ведомый старший сержант Федяков. Ушли в район Синявинских болот, туда, где решался исход битвы за прорыв блокады.
    Войска Ленинградского фронта только что форсировали Неву южнее Шлиссельбурга, войска Волховского фронта прорвали оборону противника на ряде участков. Но гитлеровскому командованию удалось на угрожаемые направления из района Мги подбросить подкрепление, и бои приняли затяжной характер. Один из узлов сопротивления приказано было подавить Павлову и Федякову. Шли под нижней кромкой облаков, обходя места наиболее густого снегопада.
    Наземный бой был в самом разгаре. Рабочий поселок, превращенный немцами в опорный пункт, Федяков увидел сразу. Подвалы полуразрушенных кирпичных домов были превращены в доты, за домами, тоже в укрытиях, расположились минометные батареи. Все это было соединено многочисленными ходами сообщений. Почти полтора года укрепляли немцы свои позиции и считали их неприступными. Они, конечно, предполагали, что именно здесь, в самом узком между двумя советскими фронтами месте, прозванном ими «бутылочным горлом»» русские предпримут прорыв. И именно в середине зимы, когда Отнявпнские болота крепко скуют январские морозы.
    — Атакуем! — Павлов бросил свой «ил» в пике. Федяков повторил маневр. Он не обращал внимания на несущиеся мимо него с бешеной скоростью трассирующие снаряды малокалиберных зенитных пушек. Он видел только цель. Правой рукой нажал на бомбосбрасыватель, плавно потянул ручку управления на себя и вывел машину из пике. На развороте глянул на землю. Радостно забилось сердце: бомбы легли удачно, на земле столб взрыва, пламя.
    Облачность в районе цели была несколько выше, видимость тоже уду чтилась, снегопад прекратился. «Того и гляди, «мессеры» припрутся»,— подумал Сергей и тут же вспомнил инструктора, который в авиашколе не уставал повторять курсантам: «Наблюдая за землей, не забывай наблюдать за небом. Не скользи, а пронзай взглядом воздух. Смотри в оба. Умеешь смотреть, врага увидишь первым, а это уже полпобеды»,
    И Сергей увидел их, с прямоугольными, как будто обрубленными крыльями.
    — Над нами справа «мессеры»! — доложил он по радио Павлову.
    — Вижу, держись ближе, повторим атаку. Теперь на батарею!
    Еще во время вывода самолета из первой атаки Федяков видел, как из овражка вели огонь шестиствольные минометы. Разноцветные шары вырывались из их стволов и рвались в-расположении наших войск, осыпая наступающих тысячами раскаленных осколков. Бомбами и пушечным огнем батарея была подавлена. При выходе из атаки капитан Павлов так ловко развернул свой самолет, что оказался в лобовой атаке «мессершмиттов». Огонь из пушек заставил фашистов отвернуть и уйти в сторону. Но они не оставали своих намерений: ведь их четверо, а наших двое. Во время последней штурмовки узла сопротивления один из «мессеров» отважился приблизиться к самолету Федякова. В те времена на вооружении уже были двухместные Ил-2 со стрелками в задней кабине. А Федяков и Павлов пока «долетывали» на своих одноместных без надежного заднего огневого щита. Фашистский летчик, приблизился и полоснул по самолету Федякова из всех своих стволов. Трассы нитями протянулись рядом. Две пули через форточку врезались в бронестекло кабины. Осколки стекла впились в лицо, в руку. Кровь залила глаза. Федяков машинально потянул ручку управления на себя, прибавил газ, самолет из крутого планирования перешел в набор высоты.
    Смахнув меховой перчаткой кровь, на секунду увидел туманный горизонт. Снова смахнул кровь и успел развернуть самолет в сторону аэродрома. Так и тянул, то и дело протирая глаза. На подходе к аэродрому дал красную ракету — сигнал бедствия и плюхнул «горбатый» с ходу на взлетно-посадочную полосу, не дотянув до стартового «Т». И сразу силы оставили Федякова. Подбежал механик самолета старшина Иван Не-борякин, помог выбраться из кабины, отстегнул и снял парашют. Подъехала «санитарка», и Федякова увезли в санчасть батальона аэродромного обслуживания, где пришлось провести почти месяц. Там он узнал, что 18 января блокада Ленинграда была прорвана. Войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Радостно было на душе.
    — Поправлюсь — еще крепче буду бить фашистов,— говорил он товарищам.
    10 февраля 1943 года началась Красноборская операция, и снова для летчиков наступили горячие дни. Всего за январь, февраль и март 1943 года Федяков совершил 38 успешных боевых вылетов, за что был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Ему было присвоено звание «младший лейтенант». Вскоре он был принят в кандидаты, а в июне — в члены партии.
    В июле 1943 года командованию Ленинградского и Волховского фронтов стало известно, что немцы готовят удар, чтобы южнее Ладоги снова замкнуть кольцо блокады. Было решено упредить противника. 22 июля этот удар начался в районе все того же Синявина. В это время белые ночи еще не совсем покинули ленинградскую землю, летать практически можно было круглые сутки. И летали... Приземлялись не затем, чтобы отдохнуть, а только перевести дух, дозаправиться бензином и пополнить боезапас. Все задания —в районе Мга — Синявино. Наши войска там — в Синявинских болотах, фашисты — на Синявинских высотах. У фашистов преимущество явное. В небе к тому времени фашисты преимущество потеряли: наша фронтовая авиация по числу самолетов превосходила врага в два раза. Правда и тогда, когда наших было в два раза меньше, советские летчики большей частью держали инициативу в своих руках, а теперь она вообще навсегда перешла к ним. А, как известно, инициатива всегда умножает силы, позволяет действовать свободнее, напористее. И все же потери были неизбежны. Федяков в то время уже летал на модифицированном двухместном штурмовике Ил-2. Теперь стрелок из своей задней кабины отражал атаки фашистских самолетов сзади и сверху. И сразу же на этом самолете Федякову не повезло. Во время первого боевого вылета стрелок был смертельно ранен. Сергей тяжело переживал эту утрату.
    Во время одного из вылетов звено Федякова штурмовало узловую станцию Мга. Именно через нее в конце августа 1941 года по Северной дороге прошел последний эшелон из Ленинграда на Большую землю. Летчики обоих фронтов хорошо знали это коварное место: десятки зенитных пушек и пулеметов, много прожекторов прикрывали станцию. Звено Федякова прорвалось сквозь завесу огня и выполнило задание. Эшелон с боеприпасами, разгружавшийся на станции, был взорван. Высокий столб дыма был виден издалека. Самолеты звена один за другим развернулись и стали уходить в сторону своего аэродрома. И вдруг машина Федякова вздрогнула: в правой плоскости разорвался зенитный снаряд. Осколки впились в борт кабины. Ручка управления сразу стала поддаваться туго. Мотор заработал с перебоями. Высота, и так небольшая, стала быстро уменьшаться. А до линии фронта — семь километров. И все же Федяков перетянул через передний край наших войск и, собрав всю волю и силу, посадил израненную машину на мелколесье. Забарабанили по обшивке самолета ветки и
    тонкие стволы сосенок. И вдруг сильный удар. В глазах потемнело, летчик потерял сознание.
    Очнулся в медсанбате. Оттуда его отправили в госпиталь,, где он провел почти месяц.
    В октябре Федякову командир полка вручил очередную награду — второй орден Красного Знамени. А в ноябре он: получил отпуск домой, в Павлово. Трудно сказать, для кого эти десять дней были самыми счастливыми в жизни: для самого Сергея или для его матери Екатерины Васильевны. Оба жалели только об одном: мало удалось им побыть вдвоем, поговорить по душам: целыми днями в их дом шли родные и знакомые, приглашали к себе.
    Теплой была и встреча с рабочими родного завода имени Жданова. И еще об одном жалел: был холодный и промозглый ноябрь, а не июль. Не удалось покупаться в Оке, полазить по крутым ее берегам, побродить по окрестным лесам. Довольствоваться тем, что вдоволь находился по знакомым улицам родного города. Радовал и прием земляков. Он чувствовал на себе их взгляды, полные уважения и гордости за него, за его награды.
    На обратном пути — несколько часов в Москве. Красная площадь. Постоял перед Мавзолеем. Сам себе дал клятву, что сделает все для Победы. По пути на Ленинградский вокзал случайно попал в магазин игрушек. Сначала буквально оторопел : война и игрушки. Потом понял: дети есть дети и во время войны. Купил на всякий случай коробку с елочными игрушками. А под Новый год они пригодились. Елка получилась настоящая, довоенная. Рядом с начищенными до блеска гильзами от скорострельного пулемета ШКАС, на ней висели настоящие украшения. Георгий Ульяновский, Николай Платонов и Сергей Федяков в этот вечер были по-настоящему счастливы. На всех фронтах наши войска уже не оборонялись, а наступали, близился и разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом.
    Сергей снял с елки три матрешки и вручил каждому участнику новогоднего торжества:
    Пусть они будут символом фронтового братства. После должны обязательно встретиться!
    1З января 1944 года весь день штурмовики летали на разведку и штурмовку. А 14 января с Приморского плацдарма, что на берегу Финского залива напротив Кронштадта, начался разгром незлецко-фашистских войск под Ленинградом. Вот-вот должна была кончиться 900-суточная блокада. Но для
    этого потребовалось немало усилий и жертв. Сорок успешных: к вылетов, несмотря на почти нелетную погоду, совершил в эти дни Сергеи Федяков. 15 января в первый день операции по освобождению Новгорода Федяков в паре с младшим лейтенантом Дайнеко первыми появились над полем боя в районе Подберезья. Отбомбились по скоплению автомашин, проштурмовали их. Пять дзот были сожжены, было уничтожено не менее взвода пехоты. Через три дня группа Федякова в четыре самолета четырежды проштурмовала автоколонну противника, отступающего из Новгорода и, несмотря на сильный зенитный огонь, уничтожила до тридцати автомашин и подвод. На следующий день на этой же дороге повторила налет на другую колонну фашистов. А еще через день древний Новгород нашими войсками был освобожден. Западнее города несколько разрозненных частеи противника было окружено и уничтожено
    Вечером 27 января перед строем полка командир зачитал: приказ командующего Ленинградским фронтом генерала А. А. Говорова о победе под Ленинградом. Федяков, находясь на соседнем Волховском фронте, естественно, не видел фейерверка и не слышал раскатов артиллерийского салюта. Но он знал, что Ленинград салютует и им — воинам Волховского фронта, внесшим немалую лепту в полное освобождение города Ленина от блокады.
    Несколько раньше Сергея порадовала и сводка Совинформ-бюро об освобождении Новгорода, в котором он принимал немалое участие.
    Особенно дорого его вылет обошелся фашистам 1 февраля. Ведомым, как и всегда в последнее время, в тот день был у него его друг Василий Томаров. Перед очередным массированным налетом наших штурмовиков нужно было разведать движение колонн отступающих немцев. Вылетели на рассвете. Было ясно, морозно. Мотор ровно, без надрыва пел свою монотонную песню. Томаров неотступно следовал сзади. На шоссе южнее Луги обнаружили колонну автомашин, танков, артиллерии. Все это двигалось на юг, в три ряда, километра на четыре. Сразу близко подойти не удалось: немцы открыли ураганный огонь.
    — Василий! Бей по хвосту! Бей по хвосту! Я по голове! Надо пробку! Сделать пробку! — скомандовал Федяков.
    Крутой разворот, пике, бомбометание. Второй заход. Огонь из пушек, пулеметов, эресов, столбы дыма и огня.
    -теперь — на аэродром! Вернемся с эскадрильей! — нул Федяков, выходя из пике и поворачивая на восток.
    — Снега кругом непролазные, пока разбирают пробки с двух сторон, успеем вернуться,— ответил Томаров.
    — «Элерон», «Элерон», я «Сокол пятнадцать»! На шоссе в квадрате семь-десять остановили колонну фрицев. Прошу подготовить машину и все остальные экипажи. Поведу сам! — передал Федяков на аэродром.
    В результате второго налета группы наших штурмовиков было уничтожено много живой силы и боевой техники противника. А 19 марта 1944 года командир полка подполковник Кузнецов представил Федякова к званию Героя Советского Союза. Наградной лист заканчивался словами: «Личным примером храбрости, мужества и находчивости товарищ Федяков воспитывает своих подчиненных в духе беспредельной преданности Родине, горячим желанием выполнить любое задание командования. Сам он и его подчиненные дерутся, не зная страха и не считаясь с жизнью. Так, 27 июля 1943 года летчик младший лейтенант Гурий Максимов при выполнении боевого задания над целью был подбит огнем зенитной артиллерии противника. Презирая смерть, Максимов направляет свой горящий самолет на склад боеприпасов. В результате взрыва было уничтожено большое количество авиабомб.
    Волевой и требовательный командир. Повседневно передает -свой богатый опыт подчиненным. За весь период работы звено совершило 276 успешных боевых вылетов. Вывод: за образцовое выполнение 105 боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство, за нанесенный большой ущерб врагу в технике и живой силе, за освобождение города Новгорода товарищ Федяков достоен высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза».
    4 июля 1944 года наградной лист подписал командующий Ленинградским фронтом Маршал Советского Союза Говоров.
    ...10 июня 1944 года северные и западные окрестности Ленинграда снова, как и пять месяцев назад, содрогнулись от грохота тысяч артиллерийских орудий.
    Воздух наполнился гулом летящих в сторону Карельского перешейка штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков, истребителей. Начался четвертый в этом году сокрушительный удар по врагу. Опять были белые ночи, летать можно было почти круглые сутки. И летчики использовали эту возможность. Спали всего по 4—5 часов. Уже 20 июня, через десять дней с начала нашего наступления, войска Ленинградского фронта в упорных боях преодолели «неприступную» третью полосу обороны белофиннов.
    Во второй половине июля 1944 года Федяков вместе с полком участвует в освобождении Пскова, а позднее Эстонии. Сто пятьдесят восьмой, последний боевой вылет командир эскадрильи капитан Федяков совершил на уничтожение остатков разбитых гитлеровских частей, укрывшихся на острове Эзель.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Несколько позднее он был награжден орденом Александра Невского.
    Вскоре после войны, как это ни было тяжело, пришлось по состоянию здоровья расстаться с военной авиацией. Несколько лет Сергей Михайлович бороздил воздушный океан на пассажирском самолете. Затем снова был призван в ряды Советской Армии. Просился на боевые самолеты, но медкомиссия согласия не дала. Человек исключительной скромности, он никогда никому даже в личной беседе не сетовал, что ему, Герою Советского Союза, летавшему на самом знаменитом из всех самолетов Великой Отечественной войны, закончившему войну командиром авиаэскадрильи, приходится летать командиром экипажа на маленьких пассажирских «яках». Более того, он выбрал эту должность сам. И только потому, что из всех ему предложенных только она была летной. Его радовало то, что он летает там, где когда-то воевал на самолете удивительной судьбы — Ил-2, где ему был знаком каждый кустик. Там, где тогда все рушилось и горело, а теперь шла огромная созидательная работа.
    В январе 1960 года в связи с сокращением Вооруженных Сил с авиацией пришлось окончательно расстаться. А вот с Ленинградом(Санкт-Петербургом), который не щадя жизни защищал, Сергей Михайлович расстаться не смог. Он и сейчас живет там, работает мастером на одном из Питерских предприятий.
    Рано поседевшего, но все такого же красивого, крепкого и подтянутого, его часто можно видеть в молодежных коллективах, рассказывающего о войне, о подвигах боевых друзей.
    На этом можно было бы и закончить очерк о нашем земляке Герое Советского Союза Сергее Михайловиче Федякове.
    — А как же матрешки? — спросят читатели. Ведь тогда., у новогодней елки, боевые друзья поклялись после войны встретиться и обязательно иметь при себе эти прошедшие с ними по дорогам войны сувениры. И они встретились. Георгий Ульяновский из Луцка, а Николай Платонов из Свердловска приехали в Питер к Сергею Михайловичу. Встретились боевые друзья, встретились и матрешки. Это была очень радостная встреча. Настоящая фронтовая дружба не забывается никогда.

    Автор публикации: Л. ТЮЛЬНИКОВ
        
     
    | Просмотров: 2359 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+