Базовым самолетом при создании Ер-2 стал экспериментальный пассажирский самолет «Сталь-7» конструкции Р. Л. Бартини.
Этот самолет применялся с первых дней войны, особенно в налетах на Берлин. Бомбы использовались массой 100 и 250 кг, а при малой дальности — более крупные на наружной подвеске. В боях под Воронежем Ер-2 применялись в качестве ближних бомбардировщиков. Были сформированы два полка (Новодранова и Гусева) по 40—60 самолетов.
Но самолет Ер-2 с двигателем М-105 пользовался успехом лишь до 1942 г., когда потребовались значительное увеличение дальности полета (из-за сдвига фронтов на восток), увеличение бомбовой нагрузки и усиление стрелкового вооружения. Указанные требования касались и других классов боевых самолетов, процесс был обширным. Неотлагательное удовлетворение этих условий вызывало возрастание полетной массы, недостаточной становилась мощность. Потребность в увеличении дальности полета заставила обратиться к более экономичным дизельным двигателям. В нашей стране до войны был разработан ряд их типов. В 1931—1933 гг. в спецлаборатории ЦИАМ, руководителем которой был Алексей Дмитриевич Чаромский, создали первый отечественный авиадизель АН-1 (авиационный нефтяной) в 850—900 л. с. В 1939—1942 гг. он был переработан в более мощные дизели АЧ-30, АЧ-ЗОБ-и АЧ-ЗОБФ.
Советский дальний бомбардировщик ЕР-2. Советские бомбардировщики Великой Отечественной войны.
В октябре 1941 г. ОКБ Ермолаева было эвакуировано. В эвакуации с самолетами Ер-2 практически никаких действий не совершалось, исключая опыты с тремя экземплярами. В марте-апреле 1942 г. ОКБ вернулось на старое место, где продолжилась работа по модернизации и модификации самолета Ер-2. Часть ОКБ была переправлена в Сибирь, где с конца 1943 г. возобновился и продолжился серийный выпуск Ер-2 с АЧ-ЗОБ. Основной экземпляр был выпущен в феврале 1944 г. Производство самолетов лимитировалось количеством двигателей АЧ-30 , поступавших с заводов. Всего построено 462 самолета.
Тактико-технические характеристики
Экипаж.......................4-5 человек
Длина......................16,23 м
Размах крыла.........................21,65 м
Высота....................4,82 м
Площадь крыла.....................72,1 м²
Масса пустого...............7 076 кг
Масса снаряженного................12 000 кг
Максимальная взлетная масса..................13 460 кг
Двигатели.................2× М-105 водяного охлаждения
Максимальная скорость:
на высоте.................445 км/ч
у земли....................395 км/ч
Крейсерская скорость.................... 390 км/ч
Практическая дальность.................. 4 100 км
Практический потолок......................... 7 700 м
Вооружение бомбардировщика:
1× 12,7 мм пулемёт в верхней фюзеляжной турели, 400 патронов
2× 7,62 мм пулемёта в носу (500 патронов) и в люке под фюзеляжем (1075 патронов)
Бомбовое вооружение:
нормальная.................. 1 000 кг
максимальная................................ 3 000 кг