Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Англия » Битва за Англию
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Англия Битва за Англию
    Битва за Англию

    Широкомасштабное наступление люфтваффе Геринга на Англию (операция
    "Орел") было начато 15 августа с целью уничтожить английские
    военно-воздушные силы и тем самым создать условия для германского вторжения
    на Британские острова. Тучный рейхсмаршал, как его теперь величали, не
    сомневался в своей победе. В середине июля он пришел к твердому убеждению,
    что английскую истребительную авиацию в Южной Англии можно будет разгромить
    в течение четырех дней посредством массированной атаки. Для полного
    уничтожения британских военно-воздушных сил, по мнению Геринга, времени
    требовалось немного больше: от двух до четырех недель. Увешанный орденами
    шеф люфтваффе считал, что они смогут самостоятельно поставить Англию на
    колени и тогда, вероятно, отпадет необходимость вторжения сухопутных войск.

    Битва за Англию
    Битва за Англию


    Для достижения такой важной в стратегическом отношении цели у него
    имелось три воздушных флота: 2-й - под командованием фельдмаршала
    Кессельринга, действовавший с авиабаз на территории Нидерландов и Северной
    Франции; 3-й - под командованием фельдмаршала Шперле, базирующийся в
    Северной Франции; 5-й - под командованием генерала Штумпфа, базировавшийся
    на территории Дании и Норвегии. Два первых воздушных флота насчитывали в
    общей сложности 929 истребителей, 875 бомбардировщиков и 315 пикирующих
    бомбардировщиков; 5-й воздушный флот по численности значительно уступал им -
    он располагал 123 бомбардировщиками и 34 двухмоторными истребителями Me-ПО.
    Британские военно-воздушные силы в системе противовоздушной обороны в начале
    августа могли противопоставить этим огромным силам 700-800 истребителей.
    В течение июля авиация Геринга постепенно наращивала свои удары по
    английским кораблям, бороздящим воды Ла-Манша и базирующимся в портах южного
    побережья Британских островов. По существу, люфтваффе прощупывали
    возможности английской авиации. Хотя и необходимо было очистить узкий
    Ла-Манш от английских кораблей, прежде чем предпринимать вторжение на
    Британские острова, свою главную задачу в ходе этих предварительных налетов
    немецкая авиация видела в том, чтобы втянуть английские истребители в
    воздушное сражение. Однако это им не удалось. Командование английских ВВС,
    проявляя осмотрительность, уклонялось от ввода в бои большого числа
    истребителей, в результате чего значительный урон понесло английское
    судоходство, а также некоторые порты. Немцам удалось потопить четыре
    эсминца, восемнадцать торговых судов, потеряв при этом 296 самолетов. Кроме
    того, 135 самолетов были повреждены. Английские же ВВС потеряли 148
    истребителей.
    12 августа Геринг отдал приказ приступить на следующий день к операции
    "Орел", но уже 12-го были произведены мощные налеты на вражеские радарные
    станции. Пять радарных станций были повреждены, одна - полностью выведена из
    строя, однако на этой стадии немцы еще не осознали, насколько важны эти
    станции для английской ПВО, и не возобновили налеты на них. 13 и 14 августа
    немцы поднимали в воздух около 1500 самолетов, направив бомбовые удары
    главным образом по аэродромам английской истребительной авиации, и хотя
    позднее они утверждали, что пять аэродромов разрушили полностью, на самом
    деле ущерб оказался совершенно незначительным, а люфтваффе потеряли 47
    самолетов против 13 английских {Руководители люфтваффе утверждали, что в эти
    два дня было уничтожено 143 английских самолета и 34 немецких. С этого
    момента обе стороны сильно преувеличивали урон, наносимый противнику. -
    Прим. авт.}.
    Первое крупное воздушное сражение произошло 15 августа. Немцы бросили в
    сражение основную часть самолетов всех трех воздушных флотов, причем
    бомбардировщики совершили 801 самолето-вылет, а истребители- 1149. 5-й
    воздушный флот, действовавший с аэродромов в Скандинавии, в этот день
    потерпел небывалую катастрофу. Предприняв силами примерно 800 самолетов
    массированный налет на южное побережье Англии, немцы рассчитывали, что
    северо-восточное побережье останется без защиты. Однако на подходе к району
    Тайнсайд отряд в составе 100 бомбардировщиков в сопровождении 34
    двухмоторных истребителей Me-110 был неожиданно встречен семью эскадрильями
    "харрикейнов" и "спитфайеров" и понес тяжелые потери. Тридцать немецких
    самолетов, в основном бомбардировщики, были сбиты, при этом англичане не
    потеряли ни одной машины. Так закончилось участие 5-го воздушного флота в
    битве за Англию. Больше его к ней не подключали.


    [center]Битва за Англию

    Битва за Англию


    Более успешно немцы действовали в тот день на юге Англии. Они
    предприняли четыре массированных налета, причем один на Лондон. Были
    нанесены бомбовые удары по четырем авиационным заводам в Кройдоне и
    повреждены пять аэродромов истребительной авиации. Всего немцы потеряли 75
    самолетов против 34 английских {В Лондоне в тот вечер появилась официальная
    сводка: сбито 182 немецких самолета и еще 43, вероятно, повреждено. Это
    резко повысило моральный дух англичан, особенно пилотов истребительной
    авиации, тяжело переживавших свои потери. - Прим. авт.}. При таком
    соотношении, несмотря на численное превосходство, немцы едва ли могли
    надеяться на то, что сумеют очистить небо от английских самолетов.
    И здесь Геринг допустил свою первую тактическую ошибку. Умение
    английского командования истребительной авиации вводить свои самолеты в бой
    с численно превосходящим атакующим противником основывалось на хитроумном
    использовании радаров. Как только немецкие самолеты поднимались в воздух с
    аэродромов в Западной Европе, их обнаруживали и с такой точностью определяли
    курс полета, что английское командование истребительной авиации знало, где и
    когда лучше всего атаковать. Эта новинка воздушной войны ставила немцев,
    далеко отстававших от англичан в разработке и использовании электроники, в
    тупик.
    "Мы понимали, что английскими истребительными эскадрильями, должно
    быть, управляют с земли каким-то новым способом, - сообщил, давая
    свидетельские показания, Адольф Галланд, знаменитый немецкий ас-истребитель,
    - потому что мы слышали команды, умело и точно направлявшие "спитфайеры" и
    "харрикейны" против немецких самолетов в полете... Для нас этот радар и
    управление истребителями с земли явились неожиданностью, очень горькой
    неожиданностью".
    Тем не менее дальнейших ударов по английским радарным станциям, которым
    12 сентября был нанесен столь ощутимый урон, не последовало, и 15 августа, в
    день, когда немецкая авиация получила тяжелый ответный удар, Геринг вообще
    отменил налеты на радарные станции, заявив: "Очень сомневаюсь, есть ли смысл
    продолжать налеты на радарные станции, поскольку ни одна из станций пока что
    не выведена из строя".
    Вторым ключом к успешной обороне в небе над Южной Англией явилась так
    называемая секторная станция. Это был подземный центр управления, откуда
    "харрикейны" и "спитфайеры" наводили по радиотелефону на основе последних
    разведывательных данных, получаемых от радарных установок, от наземных
    постов воздушного наблюдения и от пилотов, находящихся в воздухе. Немцы, как
    отмечал Галланд, наверняка слышали постоянные переговоры по радио между
    секторными станциями и пилотами в небе и в конце концов начали осознавать
    важность этих наземных центров управления. 24 августа они переключились на
    уничтожение секторных станций, семь из которых играли исключительно важную
    роль в противовоздушной обороне южных районов Англии и самой столицы. Это
    был удар по жизненно важным объектам в системе английской противовоздушной
    обороны.

    Битва за Англию

    Битва за Англию


    До этого дня казалось, исход воздушного сражения складывается не в
    пользу люфтваффе. 17 августа немцы потеряли 71 самолет против 27 английских.
    Тихоходные пикирующие бомбардировщики, которые помогали прокладывать дорогу
    немецкой победоносной армии в Польше и на Западе, для английских
    истребителей оказались легкой добычей, и 17 августа приказом Геринга их
    вывели из боя, сократив численность бомбардировочной авиации на одну треть.
    Между 19 и 23 августа в небе над Англией царило из-за плохой погоды затишье.
    Проанализировав складывавшуюся ситуацию, Геринг из своего роскошного
    загородного имения Каринхалле, расположенного недалеко от Берлина, отдал 19
    августа приказ: после улучшения погодных условий люфтваффе нацелить свои
    удары исключительно на английские военно-воздушные силы.
    "Мы подошли к решающему моменту в воздушной войне против Англии, -
    заявил он. - Важнейшей задачей является нанесение поражения вражеским
    военно-воздушным силам. Нашей первой задачей является уничтожение
    истребителей противника".
    С 24 августа по 6 сентября немцы ежедневно посылали в небо над Англией
    до тысячи самолетов, чтобы добиться поставленной цели. Тут рейхсмаршал
    оказался прав. Битва за Англию вступила в решающую фазу. Хотя английские
    пилоты порядком вымотались за месяц непрерывных воздушных боев, совершая
    иногда по нескольку боевых вылетов в день, они сражались мужественно, однако
    численное превосходство немцев начало сказываться. Пять передовых аэродромов
    истребительной авиации на юге Англии были основательно разрушены, хуже того,
    шесть из семи ключевых секторных станций подверглись такой ожесточенной
    бомбардировке, что на грани краха оказалась вся система связи. А это уже
    грозило Англии катастрофой.
    Рост потерь начал сказываться на истребительной авиации английской
    противовоздушной обороны. В те решающие две недели - между 23 августа и 6
    сентября - англичане потеряли 466 истребителей, включая серьезно
    поврежденные, немцы же потеряли 385 самолетов, из которых истребителей -
    214. Более того, потери английских летчиков составили 103 убитых и 128
    тяжелораненых, то есть почти четверть личного состава. "Чаша весов
    склонилась не в пользу истребительного командования, - писал позднее
    Черчилль. - Это вызвало большую тревогу". Еще несколько таких недель, и у
    Англии не стало бы никакой организованной противовоздушной обороны. В
    подобных условиях вторжение наверняка оказалось бы успешным.
    Но в этот момент Геринг неожиданно допустил вторую тактическую ошибку,
    которую по последствиям можно сравнивать с приказом Гитлера остановить
    продвижение танков у Дюнкерка 24 мая. Ошибка Геринга спасла измотанные,
    обескровленные английские военно-воздушные силы и стала одним из поворотных
    пунктов в истории крупнейшей воздушной битвы.
    В то время когда английская истребительная авиация несла невосполнимые
    потери в воздухе и на земле, немецкая авиация 7 сентября переключилась на
    проведение массированных ночных налетов на Лондон. Английская истребительная
    авиация получила передышку.

    Битва за Англию

    Битва за Англию


    Что же произошло в лагере противника, если это привело к изменению в
    тактике и оказалось роковым для честолюбивых замыслов Гитлера и Геринга?
    Ответ на этот вопрос исполнен мрачной иронии.
    Началось с того, что пилоты примерно десяти немецких бомбардировщиков в
    ночь на 23 августа допустили небольшую навигационную ошибку. Имея задачу
    сбросить бомбовый груз на авиационные заводы и нефтехранилища на окраине
    Лондона, летчики ошиблись в расчетах и сбросили бомбы на центр английской
    столицы, взорвав несколько домов и убив некоторое число мирных жителей.
    Англичане решили, что это преднамеренная бомбардировка густонаселенных
    кварталов столицы, и на следующий вечер английская авиация в качестве
    ответной меры совершила налет на Берлин.
    С военной точки зрения налет оказался малорезультативным. Берлин в ту
    ночь был закрыт плотной пеленой облаков, поэтому только половина
    бомбардировщиков из 81 посланного вышли на свои цели. Материальный ущерб был
    ничтожен, но зато моральный - огромен, ведь впервые на Берлин упали бомбы.
    "Берлинцы в оцепенении, - писал я в своем дневнике на следующий день,
    26 августа. - Они не думали, что это может когда-нибудь случиться. Когда
    начиналась война, Геринг заверил их, что этого не будет... И немцы поверили
    ему. Тем сильнее сегодня их разочарование. Нужно было видеть их лица, чтобы
    это понять".
    Берлин хорошо охранялся двумя мощными поясами зенитных средств, и в
    течение трех часов, пока английские бомбардировщики носились над облаками,
    закрывавшими для летчиков город, но и не позволявшими прожекторам обнаружить
    их, зенитные орудия вели самый интенсивный огонь, какой я когда-либо
    наблюдал. Однако ни один самолет не был сбит. Англичане сбросили также
    листовки, в которых говорилось, что "война, которую начал Гитлер, будет
    продолжаться, пока жив сам Гитлер". Это была хорошая пропаганда, но взрывы
    бомб еще лучше.
    В ночь на 29 августа английская авиация появилась над Берлином в более
    мощном составе, и я отметил в дневнике: "Впервые в столице рейха есть
    убитые". Официально сообщалось, что в результате налета убито десять и
    ранено двадцать девять человек. Нацистские заправилы пришли в ярость.
    Геббельс, сначала приказавший прессе опубликовать всего несколько строк о
    первом воздушном налете, теперь дал указание кричать вовсю о зверствах
    английских летчиков, бомбивших беззащитных детей и женщин в Берлине.
    Большинство ежедневных газет вышли с одним и тем же аншлагом: "Подлое
    нападение англичан". После третьего ночного налета заголовки газет гласили:
    "Английские воздушные пираты над Берлином".
    "Главный эффект от непрерывных ночных налетов на Берлин, - отметил я 1
    сентября в своем дневнике - это сильнейшее разочарование народа и возникшие
    в умах немцев сомнения... Вообще-то бомбардировки не причинили тяжелого
    урона городу".
    1 сентября была первая годовщина начала войны. Делая запись в дневнике,
    я остановился на настроении людей, страдающих от нервного напряжения,
    которое вызвали тревожные бессонные ночи, неожиданные налеты и ужасный
    грохот зенитных орудий.
    "В этом году германское оружие добилось таких побед, равных которым не
    было даже в блестящей военной истории этого воинственного народа. И все же
    война еще не закончена и не выиграна. И именно на этом сосредоточены все
    помыслы людей сегодня. Они жаждут мира. И они хотят, чтобы мир пришел до
    наступления зимы".
    Гитлер посчитал необходимым 4 сентября выступить перед народом в
    Шпортпаласте по случаю открытия кампании зимней помощи. Его выступление
    держали в секрете до самого последнего момента, очевидно, из опасения, что
    вражеские самолеты могут воспользоваться облачностью и сорвать собрание,
    хотя оно проводилось за час до сумерек.

    Битва за Англию

    Битва за Англию


    Я редко наблюдал, чтобы нацистский диктатор пребывал в таком
    саркастическом настроении и отпускал шутки, считавшиеся у немцев забавными,
    хотя Гитлер был почти лишен чувства юмора. Черчилля он называл не иначе как
    "небезызвестный военный корреспондент", а о Даффе Купере сказал: "В немецком
    языке нет даже подходящего слова, чтобы точно его охарактеризовать. Только у
    баварцев оно есть. Слово это можно перевести как "старая истеричная курица".
    "Болтовня мистера Черчилля или мистера Идена, - продолжал Гитлер, -
    уважение к преклонному возрасту не позволяет мне упомянуть о мистере
    Чемберлене - не означает для немецкого народа ровным счетом ничего. В лучшем
    случае это вызывает у него смех".
    И Гитлер продолжал веселить аудиторию, состоявшую в основном из женщин,
    вызывая у них сначала смех, а затем истерические аплодисменты. Он вынужден
    был дать ответ на два самых важных вопроса, которые волновали каждого немца:
    когда же будет осуществлено вторжение в Англию? Что будет предпринято в
    связи с ночными бомбардировками Берлина и других немецких городов? Что
    касается первого вопроса:
    "В Англии все полны любопытства и постоянно спрашивают: "Почему он не
    приходит?" Будьте спокойны. Будьте спокойны. Он идет! Он идет!"
    Слушатели нашли шутку весьма забавной, но вместе с тем восприняли ее и
    как недвусмысленное обязательство. Что касается бомбардировок, то начал он с
    обычной фальсификации, а закончил зловещей угрозой:
    "Ну теперь... мистер Черчилль демонстрирует новое порождение своего ума
    - ночные воздушные налеты. Черчилль осуществляет эти налеты не потому, что
    они обещают принести значительный эффект, а потому, что его авиация не смеет
    летать над Германией в светлое время... в то время как немецкие самолеты
    летают над английской землей каждый день... Едва увидев огоньки на земле,
    англичанин бросает бомбу... на жилые кварталы, фермы и деревни".
    И тут же последовала угроза:
    "В течение трех месяцев я не отвечал, так как верил, что подобному
    безумию придет конец. Но мистер Черчилль воспринял это как признак нашей
    слабости. Теперь мы ответим налетом на налет.
    Если английская авиация сбрасывает две, три или четыре тысячи
    килограммов бомб, то мы будем сбрасывать на них за одну ночь 150, 230, 300
    или 400 тысяч килограммов".
    В этом месте, согласно моим записям, Гитлер был вынужден сделать паузу,
    так как разразились истеричные аплодисменты.
    "Если они заявляют, - продолжал Гитлер, - что усилят налеты на наши
    города, то мы будем стирать с лица земли их города".
    Здесь я отметил, что молодые дамы просто выходили из себя, истерично
    хлопая в ладоши. Когда они успокоились, Гитлер добавил:
    "Мы покончим с этими ночными воздушными пиратами. Да поможет нам бог!"
    Судя по моим записям, услышав эти слова, "молодые немки вскочили на
    ноги, их грудь высоко вздымалась, и они принялись с неистовством выражать
    свое одобрение".
    "Придет час, - закончил свое выступление Гитлер, - когда один из нас
    рухнет, но это будет не национал-социалистская Германия!"
    При этих словах неистовствовавшие девицы издали дикие крики радости и
    принялись скандировать: "Никогда! Никогда!"
    Несколько часов спустя выступление Гитлера передали в записи по радио,
    и министра иностранных дел Италии Чиано, слушавшего передачу в Риме, оно
    озадачило. "Гитлер, должно быть, нервничает", - сделал он в связи с этим
    пометку в дневнике.
    Нервозность фюрера послужила существенным фактором при принятии
    фатального решения переключить люфтваффе с успешных дневных налетов против
    английских ВВС на массированную ночную бомбардировку Лондона. Это решение
    имело как военное, так и политическое значение и отчасти было принято в
    порядке мести за бомбардировки Берлина и других немецких городов, которые
    представляются булавочными уколами по сравнению с деяниями авиации Геринга в
    английских городах, предпринятыми с целью подорвать этими опустошительными
    налетами на столицу волю англичан к дальнейшему сопротивлению. Если это
    удастся (а Гитлер и Геббельс в этом не сомневались), то, вероятно, отпадет и
    необходимость вторжения.
    Итак, на исходе 7 сентября начался сильнейший воздушный налет на
    Лондон. Немцы бросили на английскую столицу, как мы уже видели, 625
    бомбардировщиков и 648 истребителей. Примерно в 5 часов пополудни первая
    волна в составе 320 бомбардировщиков под прикрытием истребителей появилась
    над Темзой и самолеты начали сбрасывать бомбовый груз на Вулидж, на
    нефтеперегонные заводы, электростанции, склады и доки. Вскоре весь огромный
    район был охвачен пламенем. Население Сильвертауна оказалось в огненном
    кольце, и людей пришлось срочно эвакуировать по воде. С наступлением
    темноты, в 8 часов 10 минут, появилась вторая волна в составе 250
    бомбардировщиков. И так до 4.30 воскресного утра немецкие самолеты волна за
    волной обрушивали на Лондон свой смертоносный груз. В 7.30 вечера налеты
    возобновились силами 200 бомбардировщиков и продолжались всю ночь. Согласно
    официальным данным, приводимым английскими историками, за это время в городе
    погибло 842 человека и было ранено 2347, причинены огромные разрушения. Всю
    следующую неделю налеты на Англию совершались каждую ночь {В это время
    средства ночной противовоздушной обороны еще не были усовершенствованы и
    немцы несли ничтожные потери. - Прим. авт.}.

    Битва за Англию

    Битва за Англию


    И тогда, окрыленные успехом или результатом, который они приняли за
    успех, немцы решили осуществить на искалеченную, охваченную пожарами
    английскую столицу мощный дневной налет. Этот налет пришелся на воскресенье
    15 сентября и вошел в историю как одно из решающих сражений войны.
    Около 200 немецких бомбардировщиков под прикрытием 600 истребителей
    появились над Ла-Маншем около полудня, держа курс на Лондон. Однако
    командование английских ВВС было готово к встрече с этой армадой и на
    экранах радаров вело за ней наблюдение. Немецкие самолеты были перехвачены
    еще на подходе к столице. Некоторым из них, правда, удалось прорваться к
    городу, но в основном они были рассеяны, а часть бомбардировщиков оказались
    сбиты, не успев сбросить бомбовый груз. Через два часа накатилась еще более
    мощная волна немецких самолетов, но результат оказался тот же. Хотя
    англичане и заявили тогда, что сбили 185 самолетов люфтваффе, но, как
    выяснилось после войны из немецких архивных документов, в действительности
    потерь было значительно меньше - 56 немецких самолетов, из них 34
    бомбардировщика. Англичане потеряли всего 26 самолетов.
    Этот день показал, что люфтваффе пока не в состоянии осуществлять
    крупные дневные налеты на Англию. А это означало, что перспективы высадки
    через Ла-Манш по-прежнему весьма туманны. Поэтому 15 сентября стало
    поворотным пунктом - "перекрестком", по выражению Черчилля, - в битве за
    Англию. На следующий день Геринг приказал изменить тактику и использовать
    бомбардировщики не для бомбардировки, а в качестве приманки для английских
    истребителей; при этом он хвастливо заявлял, что с вражескими истребителями
    "будет покончено в пределах четырех-пяти дней". Гитлер и командующие армией
    и флотом лучше разбирались в обстановке и спустя два дня после решающего
    воздушного сражения - 17 сентября - фюрер отложил операцию "Морской лев" на
    неопределенное время.
    В этот мрачный период (с 7 сентября до 3 ноября) Лондону предстояло
    выдержать непрерывные ночные налеты, в которых участвовало в среднем 200
    бомбардировщиков, так что иногда, как впоследствии признавался Черчилль,
    возникало опасение, что вскоре весь город превратится в груду развалин. В
    это же время большинство городов Англии, особенно Ковентри, подверглись
    ужасным разрушениям, и тем не менее моральный дух англичан не был подорван,
    а уровень военного производства не упал вопреки надеждам Гитлера. Как раз
    наоборот, английские авиационные заводы - главные цели для бомбардировщиков
    люфтваффе - обогнали в 1940 году Германию: англичане выпустили 9924
    самолета, а немцы всего 8070. Немецкие потери в бомбардировщиках оказались
    настолько серьезными, что восполнить их впоследствии, как это явствует из
    немецких секретных документов, так и не удалось, и люфтваффе так и не
    оправились в полной мере от ударов, полученных в то время в небе над
    Англией.
    Немецкие военно-морские силы, ослабленные потерями, понесенными ранней
    весной у берегов Норвегии, оказались неспособны, как признало командование,
    обеспечить десантирование войск и их прикрытие боевыми средствами флота. Без
    мощных ВМС и без господства в воздухе немецкая армия была бессильна
    преодолеть воды пролива Ла-Манш. Впервые в ходе войны планы Гитлера
    относительно дальнейших завоеваний оказались сорваны, и как раз в тот самый
    момент, когда, как мы убедились, он был уверен, что окончательная победа
    достигнута.

    Битва за Англию

    Битва за Англию


    Он никогда не предполагал, да и никто до сих пор не предполагал, что
    решающее сражение произойдет в воздухе. Возможно, ему и в голову не
    приходило, что, когда над Европой сгущались зимние сумерки, десяток
    английских летчиков, сорвав планы немецкого вторжения, сохранили Англию в
    качестве огромного плацдарма для будущего освобождения континента. Его мысли
    волей-неволей поворачивались в другом направлении, а фактически, как мы
    убедимся, они уже повернулись.
    Англия была спасена. Почти целое тысячелетие она успешно защищала себя
    посредством своей морской мощи. Ее лидеры, правда очень немногие, преодолев
    свои заблуждения, о которых так много говорилось на страницах книги, в
    предвоенные годы поняли, что воздушная мощь в середине двадцатого столетия
    является решающим фактором обороны, а маленький самолет-истребитель, ведомый
    пилотом, ее главным щитом. Как выразился в палате общин 20 августа Черчилль,
    когда исход воздушного противоборства был все еще не ясен, "в сфере
    человеческих конфликтов никогда еще люди не были так многим обязаны совсем
    немногим".

    ___________________________________________________________________
    Источник информации:
    Книга: Вторая мировая война. 1939-1945. Стратегический и тактический обзор
    Автор: Фуллер Дж.Ф.С.[/center]
        
     
    | Просмотров: 4011 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+