Light Tank Mark VII (A17) Tetrarch
Легкий танк Tetrarch Mk ICS
В 1936 г. британская фирма Vickers Armstrong в инициативном порядке приступила к разработке легкого разведывательного танка, предназначенного заменить легкий танк Mk VI, не удовлетворявший военных главным образом в части вооружения. Проектирование новой машины велось под руководством инженера Лесли Литтла. Производство Mk VII осуществлялось на заводе фирмы Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Co.Ltd в Бирмингеме. В 1941 – 1942 гг. было изготовлено 177 единиц.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Tetrarch Mk I – основная серийная модель. Корпус собирался на каркасе из уголков с помощью заклепок. 40-мм (2- фунтовая) пушка и пулемет установлены в двухместной клепанной башне. Гидропневматическая подвеска, гусеничный движитель со всеми управляемыми колесами.
Tetrarch Mk ICS – танк огневой поддержки, вооруженный 3-дюймовой гаубицей вместо штатной пушки.
Зимой 1941 г. первым новые танки получил 9-й Уланский полк (9th Lancers), который использовал их в качестве учебных. Один танк отправили в 8-ю армию в Северную Африку для испытаний в пустыне, однако система охлаждения двигателя оказалась малопригодной для жаркого климата.
Несколько танков "Тетрарх" принимало участие а операции Ironclad – вторжении 5 мая 1942 г. на остров Мадагаскар, который контролировался прогерманским режимом Виши. Танки входили в состав эскадрона специального назначения "В" 29-й индийской бригады. Французы быстро сдались, и "тетрархам" не пришлось участвовать в серьезных боях.
8 1942 г. в рамках поставок по ленд-лизу 20 "тетрархов" прибыли в Советский Союз. 19 из них были включены в состав советских частей и соединений и использовались в боях в течение 1943 г.
В СССР "тетрархи" поступили из 9-го Королевского уланского полка (9 th Lancers) британской армии. В ноябре 1942 г. 151-я танковая бригада Закавказского фронта, занимавшаяся охраной государственной границы и иранских коммуникаций. получила 19 машин Mk.VII. В январе 1943-го бригаду морем перебросили в Туапсе, где спустя три месяца она передала свои танки 563-му отдельному танковому батальону. В течение 1943 г. "тетрархи" передавались из одной танковой части в другую. К концу мая на ходу оставалось только семь боевых машин. Остальные были подбиты или вышли из строя по техническим причинам. В сентябре два оставшихся исправных танка были переданы в 5-ю гвардейскую танковую бригаду. Один из них был подбит в бою 29 сентября, второй 1 октября 1943 г. получил прямое попадание снаряда и сгорел на позиции. Последний, двадцатый "Тетрарх" был отправлен для испытаний на НИБТПолигон.
К созданию воздушно-десантных войск в Великобритании приступили под впечатлением успешных действий германских парашютистов в Норвегии и Голландии.
Легкий британский танк Tetrarch Mk I из состава 6-й британской воздушно-десантной дивизии
Колонна легких британских танков Tetrarch Mk I на марше. 151-я танковая бригада, Закавказский фронт, 1942 г.
Экипажи 151-й танковой бригады изучают материальную часть английского танка Tetrarch. 1942 г.
Для использования в качестве авиадесантного танка был избран "Тетрарх". Для его перевозки создали 16-тонный планер "Гамилькар", имевший откидную носовую часть и аппарель. Экипажи находились внутри танков, и после посадки боевые машины сразу покидали планеры. "Гамилькары" обычно буксировались бомбардировщиками "Галифакс". Самый крупный боевой эпизод в судьбе "тетрархов" относится к дню "Д" – дню высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 г. Они входили в состав 6-го разведывательного авиадесантного полка 6-й воздушно-десантной дивизии. Во время полета над Ла-Маншем носовая часть одного из планеров раскрылась, и танк вместе с экипажем упал в воду. 8 танков были включены во вторую волну десанта и должны были атаковать мост через реку Орн. Большинство танков после приземления запутались своими гусеницами в парашютах и не участвовали в бою. Еще 8 танков были высажены с моря. Вскоре почти все танки "Тетрарх" в 6-й воздушно-десантной дивизии были заменены крейсерскими танками "Кромвель".
Британский легкий авиадесантный танк Тетрарх. Light Tank Mark VII (A17) Tetrarch.
Последний раз в ходе Второй мировой войны "тетрархи", совместно с американскими авиадесантными танками М22 "Локаст", использовались при форсировании Рейна 24 марта 1945 г.
"Татрархи" состояли на вооружении английской армии до конца 1940-х годов и использовались в учебных целях.
Британские легкие танки Тетрарх на марше.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark VII Tetrarch
БОЕВАЯ МАССА.......................7,62 тонн
ЭКИПАЖ............3. человека
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, - длина – 4627, - ширина – 2390, - высота – 2110, - клиренс – 356.
ВООРУЖЕНИЕ.................1 пушка Мк IX калибра 2 фунта (42 мм), могла оснащаться насадкой Little John, увеличивавшей скорость бронебойного снаряда до 1200 м/с; 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ.................50 выстрелов, 2025 патронов, 8 дымовых гранат.
БРОНИРОВАНИЕ - лоб – 16 мм, - борт – 14 мм, - корма – 10 мм, - крыша – 7 мм; - башня – 4 -16мм
ДВИГАТЕЛЬ...............Meadows МАТ, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный; мощность 165 л.с. (121 кВт) при 2700 об/мин; рабочий объем 8860 см #179; .
ТРАНСМИССИЯ.............пятискоростная коробка передач Meadows Туре 30, дифференциал, бортовые редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ.......4 опорных катка большого диаметра на борт, задний опорный каток выполнял функции ведущего колеса и не имел резинового бандажа; в каждой гусенице 99 траков шириной 241 мм.
СКОРОСТЬ МАКСимальная.............. 64 км/час
Дальность хода.....................224 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: - угол подъема, град. – 35, - высота стенки, м – 0,51, - ширина рва, м – 1,52, - глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция N2 19. Британский танк Тетраh[, вид сзади-сбоку. Британский легкий авиадесантный танк Тетрарх.
|