Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Русские бронетанковые войска » Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Русские бронетанковые войска Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...
    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    "Патентные организации, народные комиссары промышленности и обороны и даже «сам товарищ Сталин» целыми пачками получали всевозможные предложения с заявками на изобретения по укреплению обороны СССР. Отказы специалистов воспринимались их авторами как вредительство, с которым нужно было обязательно «разобраться».
    Г. Лебедев предложил в случае войны надевать на городские автобусы броневые корпуса, заранее изготовленные и до поры до времени хранящиеся отдельно. Идея эта, по его мнению, заслуживала патента.
    В период, последовавший между двумя мировыми войнами, начиная с 1919 по 1939 г., танки, как известно, отнюдь не исчезли, но их развитие приобрело еще более причудливый характер, нежели во время Первой мировой войны. Тогда у конструкторов было оправдание, что им приходилось создавать нечто такое, чего еще не было никогда. Теперь же все знали и что такое танк, и какую он приносит пользу, но вот создать машины, учитывающие как опыт прошедшей войны, так и «работающие» на перспективу, конструкторам удалось только в конце этой противоречивой эпохи.
    Причина этого, надо заметить, была, в принципе, достаточно веской. Дело в том, что в 1920-1930-е гг. мало кто был еще настолько прозорлив и компетентен, чтобы весьма точно предсказать характер новой войны. А раз так, то ситуация с созданием новых танков оказалась в общем-то похожей на ту, что уже имела место во время Первой мировой войны: никто не знал, а какие все-таки танки потребуются.
    То, что война рано или поздно случится, подозревали очень многие, но… вот кто и против кого должен будет в ней воевать? Ответ же на этот вопрос долгое время отсутствовал прежде всего потому, что после переворота 1917 г. в России мало кто решался вообще что-либо предполагать. Ведь именно в России теперь выбрасывались лозунги типа: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», «Мир — хижинам, война — дворцам», и многие другие, им подобные. Вследствие чего можно было вполне ожидать, что на буржуазную Европу какое-то время спустя могут обрушиться орды новых захватчиков с Востока, причем куда более опасных, нежели гунны Аттилы или же монголы хана Бату. В свою очередь, в советской России боялись того же, а именно — «освободительного» похода на Русь со стороны всяких там недобитых белогвардейцев и эмигрантов, поддерживаемых «мировым капиталом» и массой танков французов и англичан.
    Потому-то, кстати, наши советские вожди в то время и заигрывали с поверженной Германией и посылали туда учиться наших офицеров, а немцам разрешали возводить у нас совершенно секретные объекты и делать в приволжских степях все то, что по решению Версальского мирного договора им запрещалось делать в Германии. Нужно было как можно быстрее получить доступ к самым современным военным технологиям, чтобы решить проблему «кто — кого» решительно и навсегда!

    Именно за границей в 20–30 гг. XX в. покупались лицензии на производство у нас моторов и грузовиков, танков и самолетов, киноаппаратов и швейных машинок. Наши конструкторы не могли все это создать, а если у них что-то и получалось, то чаще всего их изделия оказывались крайне нетехнологичными в производстве.
    30 декабря 1929 г. специальная комиссия отправилась за границу закупать там образцы перспективных танков, после чего в марте 1930 г. из Германии в СССР прибыла целая группа инженеров во главе с Эдвардом Гроте, приглашенным создавать танки здесь на месте! Контроль за деятельностью этой группы осуществлялся Техническим отделом ОГПУ.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Теперь уже ни для кого не секрет, что именно в результате закупок за рубежом в СССР появились танкетка Т-27, легкие танки Т-26 и БТ и что даже наш знаменитый танк Т-34 ездил на шасси конструкции американского инженера У. Кристи. Причем ничего ужасного в этом нет, наоборот, данный факт как раз и говорит о правильном подходе нашего руководства к проблеме перевооружения армии. Другое дело, что даже сам этот правильный подход содержал в себе ряд принципиальных ошибок, имевших серьезные последствия. Прежде всего, весьма надуманной оказалась сама система бронетанкового вооружения РККА, в соответствии с которой требовались танки нескольких типов: танкетки и «малые» танки-разведчики, легкие, средние и тяжелые танки. В годы Первой мировой войны многие звенья этой системы отсутствовали, т. к. таких машин на Западе еще не было. Вот в Кремле, видимо, и решили, что у нас они обязательно должны быть. Именно так в РККА и появились совершенно неудачные танкетки Т-27, пятибашенные танки-монстры Т-35 и Т-26 и БТ с тонкой броней, тогда как танки с толстой броней, наподобие французских машин, — отсутствовали. Не был принят на вооружение и созданный Э. Гроте танк ТГ, а все потому, что оказался слишком уж сложным и очень дорогим.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Что же касается танков «ИФ» (от. англ. - если), то в 1930-е гг. в советской России создавалось множество проектов бронированных боевых машин. Это и колесно-гусеничный танк Дыренкова — весьма странная двубашен-ная машина с двумя орудиями и кучей пулеметов, который ко всему прочему имел еще и железнодорожные катки и мог передвигаться по рельсам, и деревянные макеты танка Т-39, имевшего по нескольку башен, вооруженных 45-, 107- и 152-мм орудиями вместе с пулеметами и огнеметом. Причем, этот 90-тонный монстр посчитали даже удачным, но строить все-таки не стали, подсчитав, что на изготовление всего лишь одного его опытного образца потребуется около 3 млн рублей и около года работы!

    С другой стороны то, что наши инженеры следовали западным образцам, приводило к тому, что недостатки их конструкции проявлялись также и у нас, а еще к ним добавлялись и наши собственные. Поставили англичане на свой пятибашенный танк «Индепендент» полусферическую башню, и точно так же башню с полусферическим верхом наши конструкторы установили на первый образец пятибашенного Т-35. Стоят на всех английских танках пулеметные башенки цилиндрической формы? Значит, и на наших советских машинах они должны быть такими. На танке У. Кристи Т-3 была цилиндрическая башня, и очень похожую получил и наш БТ-2. Между тем, это не только сокращало их внутренний объем, но и мешало увеличению толщины брони, что для советских машин было весьма актуально. На тот же БТ-5 можно было поставить башню в форме шестигранника, пусть даже склепанную на каркасе из уголковых профилей. И тогда три передних листа можно было бы сделать толще задних — т. е. применить рациональное бронирование, причем форму маски пушки при этом можно было бы даже и не менять!

    Вскоре после того, как опытные образцы танков У.Кристи поступили в армию США, а в СССР было развернуто серийное производство танков БТ, военные начали жаловаться на то, что с данной конструкцией подвески танк Кристи получился очень уж тесным, поскольку его двойной борт сильно уменьшает полезный объем боевого отделения. Выяснилось, что на отечественных БТ из-за этого невозможно установить башню большого размера, а значит, и усилить их вооружение.
    Однако подвеску того же БТ-5 не так уж и сложно было конверсировать таким образом, чтобы «свеча» и пружина второго переднего катка располагались бы в его корпусе под наклоном, примерно так, как это впоследствии было сделано у англичан на танках «Ковенантер», «Крусейдер» и «Кромвель». Благодаря этому в районе башни на уровне надгусеничных полок вполне можно было бы сделать местные уширения, подобные тем, что впоследствии были сделаны на танке КВ-85, а значит — и увеличить диаметр погона башни, чтобы поставить в нее артиллерийскую систему большего калибра. И если уж даже на стандартных танках БТ-5 наши конструкторы пытались устанавливать 76,2-мм длинноствольное орудие Ф-32, то можно себе представить, какие возможности открыли бы для них танки с переделанным шасси и шестигранной башней на увеличенном погоне!
    Впрочем, и сам Кристи, додумавшийся до установки переднего броневого листа корпуса со значительным наклоном, почему-то так и не додумался до столь же совершенной по своим баллистическим очертаниям броневой башни, хотя не раз говорил и писал, что его больше всего волнует вопрос повышения выживаемости танков на поле боя.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Кстати, бронестойкость переднего бронелиста БТ-5, равно как и защищенность его водителя, вполне можно было бы усилить, придав ему клинообразную форму, а люк разместить на крыше образовавшегося при этом выступа, расположив по его периметру три перископа.

    Впрочем, для 1930-х гг. современные танки и БМП выглядели бы совершеннейшей фантастикой и являлись бы, по меньшей мере, чудо-оружием, прежде всего, из-за своего вооружения. И вот как раз усиление вооружения и было весьма важной задачей, стоявшей перед создателями танков тех лет.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Недаром Гейнц Гудериан называл танки «повозками для пушек». Обладая мощным вооружением, танк может поразить машину противника на таком расстоянии, с которого тот не сможет причинить ему существенного вреда. Вот почему дальнобойность танкового оружия в борьбе с вражескими танками всегда была очень важна. Но надо заметить, что в 1930-е гг. опыты с установкой на танки крупнокалиберных орудий почему-то также не удались. Не пошел в серию танк Т-28 с 85-мм орудием Ф-39, хотя с ним этот танк мог бы по-настоящему господствовать на поле боя. Тут, видимо, сказалась какая-то странная тяга советских военных к экономии на спичках. Хрестоматийным примером подобного подхода является отказ от 57-мм противотанковых пушек в начале войны. Мол, их применение «вело к повышенному расходу пороха», а танки немцев можно было подбивать и более слабыми орудиями калибра 45-мм. Совершенно очевидно, что куда более выгодно уничтожить вражеский танк еще до того, как он сможет «достать» тебя, нежели вести с ним дуэль, каждую секунду ожидая уничтожающего ответного удара. Немцы же это хорошо понимали. Недаром достигнутую советскими танками «длиннорукость» немецкие конструкторы преодолели уже в 1942 г., тогда как наши советские специалисты после первых успехов Т-34 и КВ в 1941-ом так и не позаботились об этом вплоть до 1943-го, из-за чего тысячи наших танкистов оказались на том свете.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Кстати, другим существенным недостатком Т-28, помимо слабого артиллерийского вооружения, была еще и относительно слабая ходовая часть. Ее пытались улучшать, ставили танк на шасси тяжелого танка Т-35, однако наилучшие результаты показал танк с торсионной подвеской катков, которую впоследствии применили на танках СМК и КВ. Вот только на серийных Т-28 такая подвеска не ставилась.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Однако это было время всеобщей эйфории, когда наши советские самолеты «летали выше всех, дальше всех, быстрее всех», вводились в строй новые домны, а легендарные «папанинцы» и «седовцы» с горячей верой в торжество дела Ленина—Сталина отважно бросали вызов льдам Арктики.
    Подход к созданию новых машин также казался не слишком-то уж и сложным, из-за чего в стране активно распространилось «живое творчество народных масс». Патентные организации, народные комиссары промышленности и обороны и даже «сам товарищ Сталин» целыми пачками получали всевозможные предложения с заявками на изобретения по укреплению обороны СССР. Отказы специалистов воспринимались их авторами как вредительство, с которым нужно было обязательно «разобраться». Во многих заявках шла речь о бронетанковой технике, причем некоторые из них прямо-таки потрясают своей вопиющей безграмотностью.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Так, автор В. Лукин в 1928 г. предложил «Сходукет», что по его словам, означало «Скороходовая двухколесная танга». Куда до нее «Царь-танку» Лебеденко, диаметр колес которого составлял 9 м, тут диаметр предполагался еще больше — 12 м! Машина была подробно прорисована снаружи в разных ракурсах, но схема ее внутреннего устройства, равно как и все надлежащие расчеты, полностью отсутствовали, что неудивительно, т. к. заявитель, как это явствовало из его письма, был отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость (все свое свободное от еды и сна время он, по его словам, посвятил разработке «Сходукета»).

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    В 1927 г. В. Майер спроектировал «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» — два пустотелых цилиндра в рост человека, между которыми должен был сидеть боец, вооруженный пулеметом. Сзади агрегат поддерживали два роликовых катка, а двигал его вперед сам красноармеец, переступая ногами по скобам на внутренней стороне цилиндров. Впрочем, оригинальная схема автора не дает точного представления о том, как же все-таки должен был ехать его «щит»…
    Аналогично (т. е. толком непонятно как) действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цеплявшиеся руками за расположенные на его внутренней поверхности скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.
    Если двоечник В. Лукин возлагал главную надежду на чудовищные размеры своей «танги», то В. Налбандов в 1930 г. разработал проект «лилипута» — одноместной танкетки, в которой водитель-пулеметчик располагался в лежачем положении. В заявочных материалах имелись расчеты — видимо, с академической успеваемостью проблем у автора не возникало. Зато он, как впрочем и все его предшественники и современники, не сообразил, что машина высотой всего 70 см не сможет преодолевать значительных вертикальных препятствий, а броня, прикрывающая ходовую часть почти до земли, будет помехой во время движения; причем одновременно и рулить, и стрелять одному неудобно. Неудивительно, что этот проект был отвергнут, невзирая даже на предусмотренную конструктором возможность вести огонь по самолетам.
    Авторы А. Лисовский и А. Грач придумали бронированные аэросани, причем корпус машины напоминал собой панцирь черепахи — «чтобы все пули отскакивали».

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    И. Лысов в 1928 г. подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах на оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре корпуса на карданном подвесе в нижней части корпуса, причем поворот машины предполагалось изменять путем «перемены центра тяжести». В регистрации изобретения было отказано, поскольку у него, как оказалось, имелся германский аналог, защищенный патентом № 159411 еще в 1905 г.
    Г. Лебедев предложил в случае войны надевать на городские автобусы броневые корпуса, заранее изготовленные и до поры до времени хранящиеся отдельно. Идея эта, по его мнению, заслуживала патента.
    В 1920-х гг. патентоведам пришлось немало разбираться и с различного рода противотанковыми приспособлениями.
    Скажем, Г. Демидов подал заявку на «прибор для просверливания стенок броневых машин с последующим пуском ОВ». Иначе говоря, реактивный снаряд с «липкой головной частью и тремя центрирующими усами из проволоки», оснащенный еще и газорезкой. Приклеившись к танку, «прибор» прожигал в нем дыру и впрыскивал туда отравляющее вещество.
    В конце 1920-х гг. Ф. Хлыстов изобрел «пеномет» — устройство, залепляющее специальной пеной смотровые приборы неприятельской бронетанковой техники. Интересно, что в 1988 г. аналогичную заявку подал изобретатель в Германии. Еще одно тогдашнее предложение (тоже продублированное в Германии в 1989-м) — обстреливать танки баллонами с жидким азотом: последний, мол, испаряясь, создаст вокруг танка газовое облако такой концентрации, что его двигатель захлебнется и перестанет работать. Оба автора (наш и немецкий) явно не задумывались над двумя вопросами: что помешает экипажу завести мотор, когда облако газа рассеется и какая потребуется концентрация газа, чтобы движущийся танк не сумел бы его проскочить на ходу.
    В то же время среди предложений, по которым был получен отказ, имелись и намного опередившие свое время.
    Так, прообразом современной встроенной реактивной брони можно признать разработанное в 1929 г. А. Новоселовым «автоматическое бронеприкрытие для водителей броневых машин» из проволочного экрана и вертикальной бронезаслонки с приводом от двух соленоидов. При прохождении сквозь экран пуля замыкала тесно натянутые проволочки, на соленоиды поступал электрический ток, и они толкали вниз стержни вместе с прикрепленным к ним бронещитком: тот опускался и прикрывал смотровой люк. Изобретатель получил отказ в связи с тем, что его устройство на практике постоянно бы запаздывало, так как даже на расстоянии в 2 км от стрелка пуля имеет скорость около 150 м/с, на что и обращалось внимание заявителя в рецензии на его работу.
    Разработка одессита Д. Палийчука — не что иное, как газодинамическая, или динамореактивная, броня, без которой сегодня не обходится ни один танк! В 1927 г. для защиты кораблей автор предложил приспособление из шестигранных призм, заполненных взрывчаткой, — подобии «орудийных стволов, производящих в случае попадания газодинамический эффект отражения».
    Здесь, забегая вперед, можно заметить, что в годы Великой Отечественной войны в боях за Берлин наши танкисты несли такие потери от огня немецких «фаустников», что вынуждены были наваривать на свои Т-34 специальные сетки из всего, что было под рукой. Даже когда в 1982 г. израильские танки с динамореактивной броней успешно вторглись в Ливан, многие из наших военных выступали против того, чтобы отечественные танки «обкладывались взрывчаткой». А ведь все могло быть по-другому даже в ходе Великой Отечественной войны, если бы в свое время идея Палийчука не была «похоронена» как «недостигающая цели»…
    Впрочем, отделить зерна от плевел в этом чудовищном потоке информации было не так-то легко. Представьте, как реагировали бы вы, получив для оценки заявку Я. Циприкова, предложившего снаряд с гордым названием «Оборона СССР».
    Согласно описанию, последний «при вылете из орудия попадает на специальную тележку на колесах и совершает на ней полет к цели, где разъезжает на ней по полю боя, нанося повреждения окопам и проволочным заграждениям, после чего подрывается». Эксперт, наверное, просто «убил» автора вопросом: почему тот считает, что снаряд непременно полетит колесами вниз? На этом их переписка и оборвалась…
    Необычные проекты, один нелепее другого, шли не только от изобретателей-одиночек, но и из немалого числа специальных оборонных предприятий, в частности, из созданного в 1930 г. ОКПБ (Особое конструкторско-производственное бюро) ВВС РККА, реорганизованного впоследствии в целый экспериментальный институт, где кроме авиации почему-то занимались и танками.
    Среди разработок его руководителя П. Гроховского, например, был танк-аэросани с башней от танка БТ-2, в котором и двигатель, и воздушный винт находились внутри броневого корпуса и защищались броней. Воздух должен был поступать к нему через жалюзи в крыше корпуса, а выбрасываться наружу через такие же жалюзи по бортам. Предполагались бронеавтомобиль на воздушной подушке с башней от плавающего танка Т-37 и полностью бронированный колесно-гусеничный мотоцикл с пулеметом.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    Поскольку легким танкам того времени было трудно соперничать с полевой артиллерией, Гроховский предлагал усилить их огневую мощь при помощи установки на серийные танки пусковых установок крупнокалиберных реактивных снарядов. В частности, две ПУ предлагались к размещению на надгусеничных полках танка БТ-2, по бокам башни плавающего танка Т-37 и одна — на крыше танкетки Т-27. Танки БТ-5 Гроховский планировал довооружать двумя 250-килограммовыми реактивными минами в направляющих лотках по обеим сторонам башни.

    Данная идея, как самая простая, была опробована в 1935 г. в ракетном НИИ Ю. Победоносцева, где на танк БТ-5 попробовали устанавливать реактивные снаряды РС-132, а год спустя на заводе № 37 на него поставили и реактивные мины в 250 кг. Впрочем, ни тот, ни другой эксперимент, по мнению испытателей, хороших результатов не дали, в связи с чем на советские танки реактивные снаряды в годы войны не ставились, хотя время от времени подобные проекты появлялись снова. Например, существовал проект танка-ракетоносца на базе КВ, у которого реактивные снаряды от «катюш» должны были располагаться в бронированных контейнерах на надгусеничных полках. Существуют фотографии этой машины, сделанной в металле, но вот серийно ничего подобного у нас не выпускалось.

    А вот американцы в годы Второй мировой войны на части своих танков «Шерман», а также бронеавтомобилях «Стагхаунд» разместили на башнях балочные пусковые установки для двух-четырех 80- и 60-фунтовых реактивных снарядов, совсем так же, как это планировалось делать на наших БТ!
    Другой попыткой П. Гроховского компенсировать слабость вооружения этих танков было предложение ставить на них 203-мм безоткатные орудия Л. Курчевского. Затея не удалась, вернее, так и не вышла из стадии проектирования, причем для самого Курчевского в условиях сталинского режима все это кончилось трагически.

    Развитие танков и бронетехники в предвоенный период (30-е годы): разногласия, заблуждения, неверное направление...


    И разумеется, причина всех этих печальных явлений была лишь одна — отсутствие достаточного количества образованных людей на всех этажах государственной власти в России тех лет. Не обладая необходимыми знаниями и больше доверяя практике, нежели теоретическим расчетам, наркомы всех уровней, сами бывшие выходцами из низов, спешили поскорее увидеть все в металле, что неизбежно вело к огромному расходу материальных и финансовых ресурсов, без какой бы то ни было реальной отдачи. Закончилось все это тем, что в конце 1930-х гг. журнал «Изобретатель» закрыли, а многих известных изобретателей репрессировали. Тот же П. Гроховский, например, в 1937 г. был снят с должности начальника своего экспериментального института (который вскоре также закрыли), а спустя 5 лет его и вовсе отправили в лагерь, где он и умер в 1946 г. В итоге ничего сверхоригинального по большому счету в области создания бронетанковой техники в предвоенные годы в СССР создать так и не удалось и, кстати говоря, хорошо, потому что крайности всегда опасны, хотя и случается, что на первый взгляд они выглядят весьма привлекательно!" ... конец цитаты

    ____________________________________________________________
    Цитата из книги:
    Автор: В.О.Шпаковский
    Книга: "Танки: уникальные и парадоксальные"
        
     
    | Просмотров: 2530 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+