Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли. » Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "
ВООРУЖЕНИЕ СССР
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ
СОВЕТСКИЕ САУ
Вооружение воздушных сил. РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
Вооружение морских сил (ВМФ). Русские корабли и подводные лодки
Вооружение сухопутных сил. Огнестрельное, минное оружие.
РУССКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Советские броневики, БТР и гусеничные машины
Обмундирование и знаки отличия Красной Армии
Штатная организация частей и подразделений РККА
Вооружение артиллерии
ФАКТЫ
РУССКИЕ БРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА
Личности и выдающиеся конструкторы СССР
АСЫ
ГЕНЕРАЛЫ И ПОЛКОВОДЦЫ СССР
ИОСИФ СТАЛИН
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ
КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ
КЛИМ ВОРОШИЛОВ
ИВАН КОНЕВ
ЛЕОНИД ГОВОРОВ
ФЕДОР ТОЛБУХИН
РОДИОН МАЛИНОВСКИЙ
СЕМЕН ТИМОШЕНКО
НИКОЛАЙ ВАТУТИН
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
  • Русские партизаны
  • Украинские партизаны
  • Белорусские партизаны
  • Прибалтийские партизаны
  • Еврейские партизаны
  • Бульбовцы
  • Награды
  • Высшие степени отличия
  • Ордена
  • Медали
  • За подвиги женщинам
  • Сражения и операции СССР
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • Горьковская (Нижегородская) область в годы войны
  • Награждены посмертно
  • ГЕРОИ
  • Город Горький - город воинской славы !!!
  • Воспоминания ветеранов ВОВ Нижегородской области
  • Фронтовая жизнь советских воинов
  • Военные марши
  • Песни
  • Дороги войны
  • ПИСЬМА С ФРОНТА
  • Документы и удостоверения
  • ПОДВИГИ
  • Жертвы войны
  • Поле битвы
  • Числа
  • Союзники СССР. Антигитлеровская коалиция
    ПОЛЬША
    ФРАНЦИЯ
    КАНАДА
    АМЕРИКА
    АНГЛИЯ
    ДРУГИЕ СТРАНЫ
    ФОТОГАЛЛЕРЕИ
    Секретные материалы
  • Тайные операции
  • Разведка СССР
  • Тайны
  • РОА
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги
  • Мемуары
  • Фотогалерея
  • Военная техника
  • Воины
  • Плакаты пропаганды
  • Картины о войне
  • Элементы сражений
  • ВИДЕО
  • РУССКИЕ ТАНКИ
  • РУССКИЕ САМОЛЕТЫ
  • ФИЛЬМЫ/СЕРИАЛЫ О ВОЙНЕ
  • ПРОПАГАНДА
  • Меню сайта

    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Обратная связь
    Правообладателям
    От авторов сайта
    Ресурсы
    Опрос на сайтеWW2History.ru

    Рокоссовский
    Жуков
    Конев
    Ватутин
    Малиновский
    Говоров
    Толбухин



    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
     [ Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли. Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "
    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    Заложен: Вильгельмсхафен Верфь немецких ВМС 15.6.1935 год
    Спущен на воду 3.10.1936 год
    Введение в эксплуатацию 7.1.1939год
    Гибель 26.12.1943 год (бой у Нордкапа с британскими ВМС)

    Капитаны линкора "Шарнхорст"

    KzS(Kapitän zur See) Отто Цилиакс (Otto Ciliax) — 7 января 1939 — 23 сентября 1939 года
    KzS Курт Цезарь Хоффман (Kurt Caesar Hoffmann) — 23 September 1939 — 31 March 1942
    KzS / KAdm(Контр-адмирал) Фридрих Хаффмир (Friedrich Huffmeier) — 31 марта 1942 — 13 октября 1943
    (Повышен до контр-адмирала 1 октября 1943.)
    KzS Фриц Хинце (Fritz Hintze) — 13 октября 1943 — 26 декабря 1943



    Проектирование линкора "Шарнхорст"

    После окончания Первой мировой войны Версальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 т. Вопреки ожиданиям стран-победительниц, конструкторы Рейхсмарине примерно в пределах этого водоизмещения смогли создать оригинальные дизельные корабли с весьма мощным вооружением (6 283-мм орудий в двух башнях и 8 одиночных 150-мм). Они были сильнее всех крейсеров, кроме линейных, и при этом достаточно быстроходны (26 уз.), чтобы уйти от любого линкора того времени. Они произвели должное впечатление на военно-морские круги и получили известность как "карманные линкоры" , хотя сами немцы официально классифицировали их как "броненосцы" (panzerschiffe).

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Строительство линкора Шарнхорст на немецких верфях.


    В ответ на "Deutschland" (такое название получил головной корабль серии) Франция в начале 1930-х гг. заложила линейный крейсер "Dunkerque" с восемью 330-мм орудиями и более высокой скоростью. Его появление вело к краху концепции, в соответствии с которой создавались "карманные линкоры". Реакцией командующего Рейхсмарине адмирала Редера на появление "Dunkerque" стало предложение внести в конструкцию запланированных к постройке 4-го ("D") и 5-го ("Е") "броненосцев" изменения: довести их водоизмещение до 15 000 — 18 000 т и добавить третью башню головного калибра. Чуть позже появилось предложение пойти по пути усиления бронирования при сохранении имеющегося вооружения. В конце 1932 — начале 1933 г. велось обсуждение различных вариантов вооружения и бронирования новых кораблей. Так, 9.3.1933 было определено, что новым кораблям необходим уровень защиты, позволяющий противостоять "Dunkerque" . Первоначально предполагалось довести бортовую броню до 320 мм (обеспечив тем самым защиту от 330-мм бронебойных снарядов на дистанции свыше 18 000 м), однако при этом водоизмещение возрастало неимоверно, и в окончательном варианте пояс по ватерлинии получал толщину 220 мм, а палуба — 80 мм. Кроме того, вводилось бронирование верхней палубы для защиты от бомб. Всего подготовили три варианта проекта — водоизмещением 18 000, 22 000 т (оба с 9 283- мм орудиями) и 26 000 т (с 6 330-мм орудия ми). Для дальнейшей проработки выбрали последний. Подняв водоизмещение еще на 500 т, планировалось добиться увеличения числа

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    330-мм орудий до 8 — 9. Работы следовало закончить к концу 1934 г. и тогда же заложить головной корабль. Однако приход к власти нацистов в 1933 г. неожиданно нарушил планы Редера — Гитлер первое время не хотел ссоритьс я с Англией (которая могла усмотреть в строительстве 26 000-т кораблей вызов) и приказал строить "броненосцы " "D" и "Е" по типу 3-го корабля серии, "Admiral Graf Spee" , с вооружением из двух трехорудийных 283-мм башен, но с существенно усиленным бронирование м (по типу 26 000 т проекта): с 220-мм поясом, 70 — 80-мм главной и 35 — 50-мм верхней бронепалубами. Водоизмещение составляло 19 000 т, размерения 191x21,7x7 м. В июне 1933 г. такой проект был всестороннее рассмотрен руководство морфлота, после чего в него внесли ряд дополнений: увеличили боезапас орудий ГК, вспомогательную 150-мм артиллерию расположили не в одиночных палубных установках , а в четырех спаренных башнях, усилили зенитное вооружение.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Шарнхорст во время боевого похода.


    Открытым остался вопрос с ЭУ — на испытаниях "Deutschland" выявилась сильная вибрация корпуса при работе дизелей на полной мощности. К тому же возросшие размеры новых кораблей требовали ЭУ большей мощности, поэтому параллельно с дизельной прорабатывался вариант с паротурбинной установкой с повышенными параметрами пара. Осенью 1933 г. этот проект подвергся очередному рассмотрению, и после внесения некоторых изменений 18 октября последовало решено выдать заказ на постройку двух 19 000-т "броненосцев" , официально выдавая их за 10 000-т последователей "Deutschland" . 25.1.1934 верфь ВМС (Reichsmarinewerft) в Вильгельмсхафене и фирма "Deutsche Werke" в Киле получили заказы на постройку 18 000-т "броненосцев " D и Е; их закладка прошла 14 февраля того же года. В 1934 г. Франция объявила о закладке второго линейного крейсер а типа "Dunkerque" — "Strasbourg" .

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    На сей раз Гитлер, еще недавно противившийся росту водоизмещени я новых кораблей, дал добр о на добавление третьей башни и увеличение водоизмещения до 26 000 т. Постройку "броненосцев" остановили 5 июля и приступили к перепроектированию. Новые требования включали 28-уз. продолжительную и 30-уз. полную скорость, защиту цитадели от 330-м м орудий , противоосколочную защит у оконечностей, три башни ГК (одна в носу и две в корме), четыре двухорудийных 150-мм башни при отсутствии торпедных аппаратов.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    3 октября 1936: Гитлер и его свита прибывают на военно-морскую верфь в Вильгельмсхафене, чтобы принять участие в запуске линкора. Порт трюмный-киля хорошо виден; тормозные щитки были приварены впереди, чтобы сократить свой бег в узкую часть гавани.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Одна из пресс-карт, которые выдаются для запуска, показывая карту области. Запуск большого военного корабля был, как и в других странах, очень праздничным событием, к котором публика всегда проявляют живой интерес. В "Третьем рейхе" это еще более верно, так как Гитлер всегда посещал эти события, его первый будучи SCHARNHORST (и впоследствии Гнейзенау, тяжелый крейсер Prinz Eugen и авианосец GRAF ZEPPELIN в 1938 году, и линейные корабли Bismarck и Тирпиц в 1939 году).

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор Шарнхорст непосредственно перед спуском на воду

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Недостроенный линкор спущен на воду. Теперь начинается самое интересное.


    Тогда же впервые было высказано предложение предусмотреть в проекте возможность после достройки замены трехорудийных 283-мм башен на спаренные 330-м м или 380-м м калибра. Вскоре от оборонительного расположения башен ГК отказались в пользу традиционной схемы — с двумя башнями в носу и одной в корме. ЭУ предусматривалась паротурбинной, с высокотемпературным и котлами, поскольку только она обеспечивала скорость 30 уз. В марте 1935 г., когда чертежи и спецификации были почти готовы (утверждены в мае), обсуждался вопрос об изменении калибра главной артиллерии. Рассматривалис ь варианты из девяти 305- или 330-м м орудий в строен ных, или шести 380- , 350- и 330-мм орудий в сдвоенных башнях.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Эта фотография была сделана во время достройки судна, предположительно, в 1937 году. Башня главного калибра "Антон" уже смонтирована. Позади можно видеть башню "Бруно"

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Это фото была, вероятно, сделано к концу 1937 года - может быть, даже позже. Здесь надстройками были установлены и смонтированны 15-см спаренные турели. Позади уже установленной катапульты, башни валы для установки машин и котел, это можно увидеть, они еще не закрыты.


    Флот отдавал предпочтение 350- или 380-мм орудиям, но Гитлер возражал против повышения ГК из-за возможных политических осложнений с Британией . Калибр 350-м м решили применит ь на кораблях следующей серии "F" и "G". Уже после начала постройки, в 1936 г., выяснилось, что определенное в проекте водоизмещение в 26 000 т будет существенно превышено. Это вызывало серьезное беспокойство за остойчивость , мореходные качества и живучесть кораблей, поскольк у броневая палуба оказывалась ниже ватерлинии. Уменьшалась и высота надводного борта, что сужало диапазон остойчивости. Поскольку корпуса уже стояли на стапелях, кардинально изменит ь ситуацию могла лишь установка булей, однако это было нежелательно из-за неизбежной потери скорости. Предпринятые меры по экономии веса за счет широкого применения сварки и ужесточен ия весовой дисциплины решил и проблему лишь отчасти — оба корабля оказались "мокрыми" , уступая по мореходности практически всем линкорам последнего поколения.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    С помощью буксиров, линкор Шарнхорст переходит в гавань чтобы быть пришвартованным там. На фото видно как он только что миновал мост Кайзера Вильгельма.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Начало 1939 года. На борт Шарнхорста поднимаются будущие члены команды линкора с морскими сумками на спине.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Построение моряков на корме линкора. Видна защита на броневом корпусе.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    7 января 1939: Корабль введен в эксплуатацию его командиром Отто Цилиаксом (Otto Ciliax). Здесь он стоит на трибуне возведенной на башне "Цезарь" и говорит с экипажем. Чуть позже флаги и вымпелы будут подняты под музыку национального немецкого гимна.


    Конструкция линкора Шарнхорст

    "Scharnhorst * и "Gneisenau" стали первым и в мире линкорами , построенным и с широким использованием сварки — в частности, их корпуса были полностью сварными, за исключением мест соединения противоторпедной переборки со скосам и нижней броневой палубы. Не везде качество сварных швов оказалось высоким , при торпедных и бомбовых попаданиях места приварки переборок разрушались , что объяснялось применением плохих электродов, а иногда и низким качеством работ. Линкоры имели довольно необычную форму корпуса в подводной части — вместо плавного перехода борта в плоское или килеватое днище, последнее в средней части имело сходящую на нет в оконечностях горизонтальную плоскость с гранями в месте перехода к борту. Такое днище значительно облегчило постройку , а при повреждениях ускоряло докование и ремонт. Главный броневой пояс высотой 4,5 м и длиной около 148 м имел толщину 350 мм , утоньшаясь к нижней кромке до 170 мм . В нос и корму от барбетов концевых башен он закрывался соответственно 150-мм и 200-мм траверсами .

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Даже недостроенный, внешний вид линкора производил очень впечатляющую картину. Это фото было сделано 18 апреля 1939 года.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Вид на боковую часть линкора Шарнхорст. Видна артиллерия среднего калибра 20мм FlaMG C. Прожектора покрыты брезентом. Видны двойные 105 мм зенитные орудия и 150-мм -пушка.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Весна 1939 года. Линкор Шарнхорст возвращается в Киль после тренировок в открытом море.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Задняя часть линкора Шарнхорст

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Передняя часть линкора Шарнхорст. Фото сделано 13 апреля 1939 года.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "



    К оконечностям от главного пояса шел тонкий противоосколочный пояс такой же высоты, но толщиной 70 мм в носу и 90 мм в корме. Заканчивался 90-мм пояс на кормовом 150-мм траверсе отсека рулевой машины. Выше главного шел верхний броневой пояс гораздо меньшей толщины — всего 45 мм (35 мм в корме). В носу он заканчивался , как и главный, перед башней "А", а в корму простирался заметно дальше — до переборки отсека рулевой машины. Главная броневая палуба толщиной 80 мм проходила по всей длин е корпус а (исключая несколько метров в оконечностях), причем на протяжении котельных отделении ее средняя часть приподнималась на 0,6 м. От траверса перед барбетом башни "А" и до траверса, закрывающего отсек рулевой машины в корме, она имела 105-мм скосы с углом наклона к горизонтали 25 град. (над отсеком рулевой машины,— 80 мм), примыкающие к бортовому поясу, не доходя 1 м до его нижней кромки. По проекту главная бронепалуба находилась на 0,5 м выше ватерлинии, однако фактически она была вровень с ней, а при полном водоизмещении опускалась ниже нее на 0,7 м. Верхняя палуба толщиной 50 мм располагалась на два уровня выше главной (5,1 м) и примыкала к верхней кромке 45-мм верхнего пояса. Бронирование башен ГК, барбетов и боевой рубки выполнялось с использованием плит максимальной толщины — до 360 мм.








    ВИДЕО: Немецкий линкор Шарнхорст часть 1


    Толщина барбетов изменялась от 350 до 200 мм (толще — ближе к борту, тоньше — к диаметральной плоскости). Очень неравноценной оказалась защита 150-мм артиллерии. Если башни 150-мм оруд ий имели 140-мм бронирование, то палубные установки защищались всего лишь 25-мм щитами. Противоторпедная защита линкоров проектировалась с таким расчетом, чтобы противостоять контактному взрыву торпеды с зарядом 250 кг тринитротолуола (THT). Главный элемент ПТЗ — 45-мм противоторпедная переборка, отстоящая вглубь корпуса на 4,5 м (на миделе). Пространство между переборкой и обшивкой борта делилось на две камеры — пустую внешнюю, расширительную, и внутреннюю, заполненную нефтью, поглощающую остаток энергии взрыва за счет рассеивания. Часть энергии должна была поглощать ся за счет пластических и упругих деформаций 45-мм противоторпедной переборки, за которой на протяжении цитадели, где возможно, имелись пустые отсеки.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Команда башни "Цезарь" занимается физическими упражнениями на палубе. Фото было сделано летом 1939 года.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Передние 28-сантиметровые турели. Четко видны левые электрические дальномеры на сторонах башни. Это фото было сделано в начале
    1940, в тяжелых ледовых условиях в Вильгельмсхафене. На дальнем плане (справа 10 от большого плавучего крана) находится линкор Гнейзенау GNEISENAU на доке, а справа - круизный корабль Таганьика (TANGANJIKA) , используемый в качестве казарменного корабля, и еще правее цели Судно ZAHRINGEN.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор Шарнхорст (SCHARNHORST) (На переднем плане) и Гнейзенау (ГНЕЙЗЕНАУ) внешне напоминали друг друга. Это фото, сделано в Киле весной 1939 года, показывает два корабля вместе в первый раз. Несмотря на то, что Шарнхорст все еще рассматривается в его первоначальном виде, Гнейзенау уже перестраивается.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    На этой стороне корабля можно увидеть три 105-миллиметровых двухместных авиационных пушки, а также тендер, зенитного противопожарного устройства и один из двух авиационных кранов. Проход справа ведет к мосту. Это фото было сделано в Вильгельмсхафене в 1940 году.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Этот вид, видимый с конца порта моста, почти такой же, как и предыдущий, как зеркальное отображение Это фото также было сделано в начале 1940 года в ледяном Вильгельмсхафене; Здесь линкор доводится до причала двумя буксирами. Мост Кайзера Вильгельма можно увидеть на заднем плане.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Портовый авиационный кран поднимает реконструированный самолет Arado 196 на борт. Вращающаяся передняя крышка уже оснащена радиолокационной антенной. Линкор Шарнхорст после перестройки, ввиду новых требований войны.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Члены команды вышли на палубу чтобы взглянуть на что-то особенное. Возможно, линкор выходит в боевой поход из гавани.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Фото был сделано в январе 1940 года. Линкор Шарнхорст стоит на якоре во льдах.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Внутренняя гавань в Киле летом 1939 года: В это время никто всерьез не верил, что Вторая мировая война наступит. На переднем плане - линкор Шарнхорст, слева - его брат-линкор Гнейзенау, а за ним крейсер K-класса (вероятно, KONIGSBERG) и карманный линкор ADMIRAL SCHEER. Позади последнего - легкий крейсер NURNBERG, справа - предположительно какой-то эсминец.


    283-мм орудия главного калибра модели SKC/34 являлись улучшенной версией орудий SKC/28, стоявших на "броненосцах", и размещались в таких же трехорудийных башнях модели Drh LC/28 (из-за более мощного бронирования иногда их обозначают Drh LC/34 или просто С/34). Башни имели электроприводы горизонтальной и гидроприводы вертикальной наводки. Угол максимального возвышения стволов составлял 40 град., что обеспечивало дальность стрельбы 330-кг снарядом 221 кбт. Во время проектных работ Гитлер отклонил предложение адмирала Редера увеличить калибр орудий до 380 мм. Но после подписания англо-германского морского соглашения и начала строительства новых французских линкоров с 380-мм главным калибром фюрер одобрил такую замену; ее планировали произвести зимой 1940/41 г., но еще в 1936 г. (для грядущего перевооружения) заключили контракт на производство 380-мм/52 орудий модели SKC/34. Хотя трехорудийные 283-мм и двухорудийные 380-мм башни были близки по размерам, они серьезно отличались в подаче боезапаса и заряжании. Для будущего перевооружения требовалось капитально переработать чертежи внутренних помещений в районе барбетов.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Рутинная работа на палубе линкора SCHARNHORST, которую проводят моряки. Четко видна башня «Цезарь» с конструкцией задней катапульты.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Прогулка линкора Шарнхорст по ледяному Кильскому каналу в военную зиму 1939-40 гг. На заднем плане - высокий мост в Рендсбурге.


    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Виды открытого ангара для самолета с разных позиций. Разведывательный самолет Arado 196 был поднят, его крылья уже установлены, и вскоре он будет установлен на катапульту, которая была развернута и подготовлена для взлета самолета. Эти снимки были сделаны в Бресте весной, в начале того времени на верфи. Модернизированный линкор Шарнхорст.


    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Одна из последних фотографий сделанных в довоенное время линкора Шарнхорст.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Взгляд на корму от нижней мачты. На переднем плане справа находится воронка с кольцевой платформой для прожекторов и зенитных орудий (верхняя кромка изображения), на левом переднем плане - авиационный кран , под ним - зенитное устройство управления зенитным огнем после порта. На заднем плане находятся грот-мачта и ангар.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор SCHARNHORST на параде в Киле, чтобы приветствовать успешный поход подводной лодки U 27 по возвращении после проникновения в труднодоступный район поддержки британского флота в Скапа-Флоу. Там подлодка потопила британский боевой корабль ROYAL OAK водоизмещением 29,150 тонн.


    Одновременно с заменой орудий предполагалось исправить ситуацию с остойчивостью и мореходностью за счет увеличения ширины корпуса. Были изготовлены новые чертежи шпангоутов, но с началом Второй мировой войны от перевооружения отказались на неопределенное время. 150-мм артиллерия противоминного калибра получила смешанный состав — как в башнях, так и в палубных установках. Последние появились в проекте по двум причинам. Во-первых, руководство флота хотело "пристроить" уже готовые 150-мм одноорудийные установки, а вовторых, перегрузка уже не позволяла расположить все 150-мм орудия в башнях. Одноорудийные установки типа MPL35 (угол возвышения 35 град., дальность стрельбы 45,3-к г снарядом 118 кбт) размещались побортно в средней части корпуса; башни модели LC/34 (или С/34, угол возвышения 40°, дальность стрельбы 124 кбт) — также побортно, ближе к оконечностям. Совместное использование башен и палубных установок вызывало проблемы с управлением огнем — в основном из-за различной скорострельности (башни стреляли чуть быстрее).

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Инструктаж по эксплуатации судна приводят на палубе. Очевидно, что новые члены экипажа машинного отделения знакомятся с технической «внутренней жизнью» линкора Шарнхорст. На этих снимках можно увидеть очень много деталей, таких как кормовой командный пункт, основание штативной мачты, катапульта самолета и кран самолёта. На стороне порта - «Высокий Генри» - как назывался крупнейший плавучий кран в Wilhelmshaven, - который снимает катапульту, установленную на задней 28-сантиметровой башне. Фото, вероятно, были сделаны в феврале или марте 1940 года.


    Система управления огнем главного и вспомогательного калибров осуществлялась тремя КДП: на боевой рубке, на носовой надстройке, и в корме, перед башней "С". КДП оборудовались 10 5-м или 6-м (на боевой рубке) стереодальномерами. Кроме того, каждая башня ГК оснащалась 10,5-м дальномерами. Тяжелое зенитное вооружение составляли 14 105-мм/65 универсальных орудий модели С/33 в двухорудийных стабилизированных установках модели LC/33 (скорострельность 15—18 выстр/мин., угол возвышения 80 град).

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор Шарнхорст на волнах Атлантики в боевом походе. Это фото было сделано во время операции «Берлин» (январь-март 1941 года). Особенно отчетливо видна плохая водоотводная способность носовой части линкора SCHARNHORST (то же самое было в отношении линкора GNEISENAU). В результате большого веса вперед, нос принимал много воды (даже в спокойную погоду бурун воды часто заливал нос). Перестройка дала очень мало, чтобы изменить ситуацию. Передняя башня всегда беспокоила его.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Фото было сделано в начале февраля 1940 года: линкор SCHARNHORST входит в Вильгельмсхафен; Здесь видно как линкор проходит через третий вход. Эта зима была особенно тяжелой и привела к сильному обледенению как в Прибалтике, так и в Северном море ..


    Огнем 105-мм зениток управляли четыре стабилизированных поста в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) с 4-м дальномерами по бокам носовой надстройки и трубы. Легкое зенитное вооружение включало 8x 2 37-мм/83 полуавтоматов модели SKC/30 в стабилизированных установках LC/30 (скорострельность до 80 выстр./мин). Оба корабля оснастили бортовой авиацией, двумя катапультами (одна между трубой и кормовым КДП, вторая — на крыше башни "С" ) и ангарами, различавшимися размерами (на "Scharnhorst" он был больше). В энергетической установке "Scharnhorst" и "Gneisenau" применялись агрегаты, работающие на паре с высокими параметрами (58 атм и 450 град.цельсия), намного большими, чем на большинстве их современников. Три турбоагрегата развивали суммарную долговременную мощность 125 000 л.с. или на короткий период до 160 080 л.с. Каждый турбоагрегат состоял из турбины высокого, среднего и низкого давления, турбин крейсерского и заднего хода, соединенных с валом через зубчатый редуктор (двухступенчатый для турбин высокого давления и одноступенчатый для остальных). T3A среднего гребного вала находился в кормовом МО, бортовых — в носовом, разделенном водонепроницаемой переборкой в диаметральной плоскости. 12 высоконапорных котлов "Wagner" стояли по четыре в трех КО. Предвоенные модернизации В ходе испытаний "Gneisenau" выяснилось, что на волнении корабль сильно принимает носом воду, особенно при водоизмещении, близком к полному, когда дифферент на нос составлял порядка 0,8 м. Для устранения этого недостатка всю носовую оконечность в конце 1938 г. перестроили, увеличив развал шпангоутов и придав палубе бака заметный подъем к форштевню. Наибольшая длина при этом повысилась с 229,8 до 234,9 м. Форштевень изменил форму с прямого на изящно изогнутый, известный как "атлантический". Кроме того, на дымовой трубе появился козырек для снижения задымления носовой надстройки.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    Летом 1939 г. аналогичные по составу работы прошли и на "Scharnhorst", но их объем оказался несколько больше. Якоря, ранее втягиваемые в клюзы, перенесли на верхнюю палубу, а за счет установки дополнительного, третьего, якоря в клюзе форштевня наибольшая длина у "Scharnhorst " по сравнению с "Gneisenau" увеличилась на 0,5 м. Ангар удлинили еще на 8 м, после чего в нем стали помещаться три самолета. Грот-мачту, ранее расположенную, как и на "Gneisenau", за дымовой трубой, перенесли дальше в корму, установив между кормовым КДП и катапультой. Модернизации военного времени На "Gneisenau" в октябре 1939 г. добавили 2 х 1 20-мм автомата, на КДП , расположенном на носовой надстройке, смонтировали РЛС "Seetakt" FuMO 22. В конце 1939 г. якоря перенесли на верхнюю палубу, как на "Scharnhorst". В феврале 1940 г. катапульту с башни "С" демонтировали.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор Шарнхорст (SCHARNHORST) взгляд с кормы: взгляд на башню «Касар», над ней поднятые стволы после двойных зенитных орудий 105-mm, а за ними крышка дальномера, здесь видна радиолокационная антенна сверху.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Пост-командного пункта с крышкой дальномера. На левом краю фото видна башня «Касар/Цезарь».

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Во время операции «Juno» линкор Шарнхорст/SCHARNHORST получил торпедный удар по правому борту на высоте башни «Цезарь», в результате которой погибло 48 членов экипажа. Линкор принял на борт 2500 тонн воды, однако, корабль дошел я порт Тронхейм. После временного ремонта там, линкор Шарнхорст был переведен в порт Киль в июле 1940 года для постоянного ремонта. Фото были сделаны в плавучем доке Deutsche Werke, где были сделаны эти две фотографии. Зона удара можно легко увидеть.


    В январе 1941 г. установлен 1 х 4 20-мм "фирлинг" на временной решетчатой площадке в средней части корпуса, а РЛС FuMO 22 заменена на FuMO 27. Несколько позже из башни "А" демонтировали дальномер, поскольку его линзы постоянно заливались водой и брызгами. В начале 1948 г. в Бресте смонтировали вторую РЛС FuMO 27 на кормовом КДП. На верхней палубе в средней части корпуса установили 2 х 3 533-мм ТА (снятых с КРЛ "Leipzig"). Самолетный ангар перестроили и увеличили в размерах , после чего в нем стало возможно хранить два самолета. Добавили еще 2x 4 "фирлинга" и 2 х 1 20-мм автомата. После тяжелых повреждений, причиненных 27.2.1942 "Gneisenau" 454-к г бомбой, фактически уничтожившей башню "А", было решено совместить ремонт с модернизацией вооружения, заменив 283-мм орудия на 380-мм. Перевооружение утяжеляло носовую часть корабля, что предполагалось компенсировать удлинением корпуса на 10 м. Изменение формы корпуса и увеличение длины по ватерлинии, в основном, снимали проблемы увеличения осадки и дифферента, а смещение центра плавучести к носу уменьшало дифферент при полной нагрузке. Еще раньше между самолетным ангаром и кормовым КДП планировалось установить треногую мачту (как на "Scharnhorst"), которую уже изготовили в Киле. Число 20-мм автоматов собирались увеличить до 32 стволов (6x 4 и 8 х 1). 6 апреля линкор прибыл в Готенхафен (Гдыня), где поврежденную носовую часть отрезали по 185-му шпангоуту, сняли часть палубной и бортовой брони , а также противоторпедные переборки в районе башни "А". Демонтировали и остальные башни. В начале 1943 г. на корабль уже можно было ставить новые башни и носовую часть корпуса, но Гитлер, взбешенный неудачной атакой надводных кораблей союзного конвоя в СССР 31.12.1942, приказал пустить на слом все линейные корабли и крейсера Кригсмарине. Работы на линкоре остановили, а все материалы отдали на более срочные нужды.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "


    На "Scharnhorst" в октябре 1939 г. добавили 2 х 1 20-мм автомата, осенью на КДП, расположенном на носовой надстройке, смонтировали РЛС "Seetakt" FuMO 22. Зимой 1939/41 г. сняли самолетную катапульту с башни "С". В 1941 г. из башни "А" убрали дальномер, поскольку его линзы постоянно заливались водой и брызгами. В начале 1942 г. в Бресте вместо FuMO 22 смонтировали две FuMO 27 и установили 4x 4 и 2 х 1 20-мм автомата. На верхней палубе в средней части корпуса разместили 2 x 3 533-мм ТА (снятых с КРЛ "Nurnberg"). К 1943 г. число 20-мм автоматов достигло 38 стволов (7x 4 "фирлингов" С/38 и 10x1), были установлены РЛС FuMB 1, FuMO 3, FuMO 4, FuMO 7. Водоизмещение к 1943 г. составляло: стандартное — 31 848 т, полное — 38 094 т и боевое в перегруз — 39 019 т.

    Служба линкора Шарнхорст.

    Большую часть своей боевой карьеры эти корабли провели вместе. К началу войны "Gneisenau" являлся флагманским кораблем командующего надводным флотом. В первые месяцы войны было совершено несколько по ходов; 23 октября 1939 г. между Фарерскими о-вами и Исландией "Scharnhorst " и "Gneisenau" потопили брит. вспомогательный крейсер "Rawalpindi". В апреле 1940 г. оба линкора участвовали в операции "Везерюбунг", осуществляя прикрытие нарвикской группы. Утром 9 апреля у Лофотенских о-вов вели бой с брит, линейным крейсером "Renown", в ходе которого "Gneisenau" получил два попадания 381 -мм снарядов (6 убитых, 9 раненых), а на "Scharnhorst" из-за воздействия волн вышла из строя носовая башня ГК. "Renown" получил два попадания невзорвавшимися снарядами. 12 апреля "Scharnhorst" и "Gneisenau" благополучно вернулись в Киль. 5 мая "Gneisenau" подорвался на донной мине в устье Эльбы, но повреждения оказались незначительными. 4 — 8 июня "Scharnhorst " и "Gneisenau" участвовали в операции 'Uuno". 8июня они потопили брит. АВ "Glorious" , ЭМ "Ardent" и "Acasta", однако "Scharnhorst" был тяжело поврежден попаданием торпеды с "Acasta" (принял 2500 т воды, вышли из строя правый и центральный ТЗА, кормовая башня ГК и правая кормовая 150-мм башня, ход упал до 20 уз., погибло 48 чел.). 13 июня находившийся в Тронхейме "Scharnhorst" был атакован 15 истребителями-бомбардировщикам и "Скьюа" с брит. АВ "Ark Royal" и получил одно попадание не-взорвавшейся 227-кг бомбы, после чего 20 — 22 июня перешел в Киль для ремонта. "Gneisenau" 20 июня у банки Хальтен торпедирован брит. ПЛ "Clyde" и получил сквозную пробоину в носовой части, хотя в целом пострадал незначительно; 25 — 27 июня перешел в Киль для ремонта. На переходе, 26 июня в р-не Ставангера, соединение было атаковано брит. ПЛ "Thames" , потопившей MM "Luchs" из со става охранения. Ремонт обоих кораблей завершили к декабрю 1940 г. 28 декабря "Scharnhorst " и "Gneisenau" вышли в море для проведения операции "Берлин" — рейда против брит, судоходства в Северной Атлантике, но из-за полученных штормовых повреждений вернулись. 22 января 1941 г. была предпринята следующая попытка прорыва, и, несмотря на контакт с брит. КРЛ "Naiad", 3 февраля линкоры незамеченными вышли в Атлантику через Датский пролив. 6 февраля во время шторма на "Gneisenau" е результате несчастного случая погиб 1 чел. 8 февраля был обнаружен конвой НХ-106, но присутствие в составе его охранения ЛК "Ramillies" заставило от атаки отказаться. 22 февраля в 500 милях к востоку от Ньюфаундленда "Gneisenau" потопил транспорты "Trelawny", "Kantara", "A.D. Huff" и "Harlesden" , a "Scharnhorst " — танкер "Lustrous". 7 марта в 300 милях северо-восточнее о-вов Зеленого Мыс а был замечен еще один конвой — SL-67 — но и в этот раз атаковать его не стали, так как в охранении был замечен ЛК "Malaya" . 9 марта у берегов Африки "Scharnhorst " потопил греческий пароход "Marathon" . 15 марта удалось перехватить несколько танкеров: "Scharnhorst" потопил "British Strength" и "Athelfoam", "Gneisenau" — "Simnia"; он же захватил в качестве призов "Bianca" , "Polykarp" и "San Casimiro". На следующий день "Gneisenau" потопил суда "Empire Industry", "Granli", "Royal Crown" , "Myson" , "Rio Dorado" , "Chilean Reefer", a "Scharnhorst" — "Mangkai" , "Sitvertir", "Sardinian Prince", "Demeterton" . В тот же вечер "Gneisenau" был замечен с брит. ЛК "Rodney", но уклонился благодаря превосходству в скорости. 22 марта 1941 г. оба корабля прибыли в Брест. Всего за время операции они потопили 22 судна общим тоннажем 115 335 брт, из которых на счету "Gneisenau" — 14 (66 449 брт), "Scharnhorst" — 8 (48 886 брт). Следующие 11 месяцев корабли провели в Западно й Франции , где подверглись много численным налетам брит, авиации. 6 апреля 1941 г. "Gneisenau" торпедирован британским, торпедоносцем "Бофорт" из состава 22-й sqn RAF в гавани Бреста.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Повреждения броневого корпуса от британской торпеды линкора Шарнхорст крупным планом.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Линкор Шарнхорст в боевом походе. На правом краю фото изображен передовой командный пункт, который особенно сильно бронирован. Левее - устройство обнаружения цели, за ним - член экипажа при работе с небольшим портативным дальномером. Фотография, возможно, была сделана во время операции «Берлин».

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Фото сделано во время стрельбы одной из пушек главного калибра. Волны заливают палубу, это указывает на высокую скорость движения линкора Шарнхорст.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Встреча в Атлантике во время операции «Берлин». На переднем плане - подводная лодка U 124, на заднем плане - линкор Шарнхорст/ SCHARNHORST, на котором виден кабель EMS, добавленный осенью 1940 года. Эта фотография была сделана 6 марта 1941 года.



    Наружная обшивка повреждена на площади 210 мг, принял 3050 т воды, серьезно пострадало внутреннее оборудование. 10 апреля стоявший в доке корабль попал под налет 47 брит, бомбардировщиков и получил четыре прямых попадания 227-к г авиабомб (88 убитых, 64 раненых). Ремонт — 4 месяца. Переведенный в Ла-Паллис "Scharnhorst" 24 июля подвергся налету 15 брит. бомбардировщиков "Галифакс" и получил пять прямых попаданий 227-кг и 454-к г авиабомб: через пробоины принял 3000 т воды, серьезно пострадало электрооборудование, погибло 2 чел., 15 ранено. Ремонт — 4 месяца. К началу 1942 г. боеспособность обоих линкоров была восстановлена, и их решили перебросить в Норвегию. 11 — 13 февраля "Scharnhorst". "Gneisenau" и KPT "Prinz Eugen" в охранении 6 ЭМ и 14 ММ осуществили прорыв через Ла-Ман ш в Германию (операция "Церберус"), отразив атаки брит, торпедоносцев, бомбардировщиков , ТКА и ЭМ. 12 февраля "Scharnhorst " подорвалс я на двух донных минах: принял около 1500 т воды, от сотрясений пострадали ТЗА. Ремонт — 4 месяца. "Gneisenau" 12 февраля также подорвался на донной мине и, хотя пострадал незначительно, был поставлен в док в Киле. Боезапас при этом не выгружался, что привело к серьезным последствиям — 26 февраля линкор получил попадание 454-к г авиабомбы, вызвавшей пожар носового погреба (погибло 112 чел., 21 ранен).

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Вернувшись в Брест, линкор Шарнхорст/SCHARNHORST был состыкован в одном из больших сухих доков и покрыт камуфляжными сетками, чтобы его было невозможно заметить с воздуха. Верхняя фотография была взята из чаши. Когда звучит сигнал тревоги о воздушном налете, сразу выпускался искусственный дым, который также должен был препятствовать попаданию авиабомб и торпед. На снимке в центре слева показан правый левый самолёт и справа одна из консолей, установленных к концу 1940 года с обеих сторон катапульты самолета и на которой были установлены счетверенные 20-мм зенитные орудия. Нижняя фотография показывает корму. Два 20-миллиметровых орудия FlaMG С 30, установленных там стенами мешков с песком, для которых остались отверстия в камуфляжных сетях, из которых орудия могут стрелять по самолетам летящих с низкой скоростью. Фотографии были сделаны в апреле 1941 года.

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Немецкий линкор "Шарнхорст" "Scharnhorst "

    Грот-мачта линкора Шарнхорст, вид с кормы. Вымпелы на лонжеронах объявляют об успехе операции «Берлин».


    Корпус в районе носовой башни пострадал так, что кораблю потребовался двухгодичный ремонт, который решено было совместить с заменой трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм . 4 апреля 1942 г. "Gneisenau" отбуксировали в Готенхафен (Гдыня), но 1 июля разоружили и в дальнейшем использовали как блокшив, а 27 марта 1945 г. при приближени и советских войс к затопили на фарватере. Разборка остова завершилась к 12 сентября 1951 г. "Scharnhorst" 16 сентября 1942 г. был легко поврежден в результате столкновения с ПЛ U-523 в Данцигско й бухте, а в конце года прошел капитальный ремонт ГЭУ. 7 — 11 и 23 января 1943 г. пытался перейти в Норвегию, но о ба раза получал прика з вернуться в связи с повышенной активностью бри т авиации. 10 февраля сел на мель, 24 — 26 февраля прошел докование. 8—1 4 марта перешел из Готенхафена в Нарвик. 6 — 9 сентября вместе с ЛК "Tirpitz" участвовал в операции "Цитронелла". Утром 8 сентября обстрелял пос. Лонгйир на Шпицбергене. 25 декабря 1943 г. "Scharnhorst " вышел из Альтен-фьорда в сопровождени и пяти ЭМ (позже отпущены из-за плохой погоды) для нападения на конвой JW-55B (операция "Ост -фронт"). Утром 26 декабр я был обнаружен брит. КРЛ "Belfast", "Sheffield", KPT "Norfolk", в бою с которыми получил попадания трех 203-мм снарядов — вышел из строя носовой радар. Ответным огнем поврежден "Norfolk". Вечером того же дня обнаружен вторым брит, соединением (ЛК "Duke of York", КРЛ "Jamaica", 4 ЭМ). В бою с превосходящим и силами "Scharnhorst " получил многочисленные попадания 356-м м снарядов и 11 торпед; в 20.48 =затонул в Баренцевом море (72 град. 16' с.ш., 28 град. 41' з.д.). Погибло 1932 чел., в т.ч. контр-адмирал Бей и командир корабля капитан 1 ранга Хин-це; брит. эсминцами спасено 36 чел.


    Гибель линкора Шарнхорст. Последний рейд

    ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ "ШАРНХОРСТ" и "ГНЕЙЗЕНАУ"
    __________________________________________________________________
    В создании статьи использовались материалы из книг:
    -"Линкоры Второй мировой войны" С.А.Балакин, А.В.Дашьян
    -Сулига С. В. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». — М.: Коллекция, Яуза,ЭКСМО, 2006.
    -ВОЙНА НА МОРЕ №3 «Линкоры Кригсмарине»
        
     
    | Просмотров: 334 |
    ОРУЖИЕ ВЕРМАХТА. ГЕРМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ
    НЕМЕЦКИЕ САУ
    НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ. ОРУЖИЕ ЛЮФТВАФФЕ
    СЕКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮФТВАФФЕ
    Опознавательные знаки немецких танковых частей
    Тактика немецких танковых групп
    Оружие сухопутных войск (HEER). Огнестрельное, минное оружие.
    Немецкие броневики, БТР и различные гусеничные машины.
    Оружие Кригcмарине (ВМФ). Немецкие корабли, подводные лодки
    Артиллерия Вермахта. Немецкие пушки, минометы.
    Трофейная техника на службе Вермахта
    Оружие возмездия
    Инженерная техника и сооружения
    Обмундирование и элементы экипировки немецких солдат
    ВЕРМАХТ
    АВТОМОБИЛИ И ГРУЗОВИКИ ВЕРМАХТА
    ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРМАХТА
    НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ И САУ. Оружие Панцерваффе
    ФАКТЫ
    Главнокомандующие Вермахта
    ГЕРМАН ГЕРИНГ
    ГЕЙНЦ ГУДЕРИАН
    ГЕНРИХ ГИММЛЕР
    ЭРИХ ФОН МАНШТЕЙН
    ЭРВИН РОММЕЛЬ
    КАРЛ ДЕНИЦ
    ГЕРД ФОН РУНШТЕДТ
    ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЙТЕЛЬ
    ЭВАЛЬД КЛЕЙСТ
    АЛЬБЕРТ КЕССЕЛЬРИНГ
    ЛИЧНОСТИ
    Суд в Нюрнберге
    Партийные организации Германии
  • ГЕСТАПО
  • Германский трудовой фронт
  • Гитлерюгенд
  • Лига немецких девушек
  • НСДАП
  • НСКК
  • ПИМПФ
  • SS(Shutz Staffel)
  • SA (Sturmabteilung)
  • ТУЛЕ
  • Награды Германии
  • Награды ВДВ
  • Награды личного состава Вермахта и СС
  • Награды высшего командного состава
  • Награды полиции и гражданского населения
  • Награды пехотинцев
  • Награды танковых подразделений
  • Награды подразделений ПВО
  • Награды ВМФ
  • Секреты Вермахта
  • Тайное оружие Германии
  • Новая Швабия в Антарктиде
  • Летающие тарелки Германии
  • Оккультный Рейх
  • Экспедиции нацистов
  • Преступления против человечества
  • Секретные операции Абвера
  • Книги и мемуары о войне
  • Книги и мемуары немецких генералов
  • Немецкие авторы о войне
  • Музыка и песни Третьего Рейха
  • Военные марши Германии
  • Песни
  • Неизвестный Гитлер
  • Адольф Гитлер
  • Рейхстаг
  • ТРЕТИЙ РЕЙХ
  • Картины Гитлера
  • Фото Адольф Гитлер
  • Союзники Германии
    ЯПОНИЯ
    ИТАЛИЯ
    ИСПАНИЯ
    ЛИТВА
    ЭСТОНИЯ
    ЛАТВИЯ
    ХОРВАТИЯ
    ЧЕХИЯ
    ФИНЛЯНДИЯ
    СЛОВАКИЯ
    ВЕНГРИЯ
    РУМЫНИЯ
    АВСТРИЯ
    Немецкие художники о войне и своем народе
  • Картины
  • Плакаты пропаганды Германии
  • Фотогалереи
  • Фотогалереи-ВИДЕО
  • Немецкая военная техника
  • Немецкие солдаты
  • Боевая обстановка
  • ВИДЕО
  • Военные операции Германии
  • 1939
  • 1940
  • 1941
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Военные карты
  • ---

    WW2HISTORY.RU | Возрастные ограничения от 21+